logo search
шпоры1

6. Типология сми.

Параметры типологизации: (типология – соединение черт, синтезированное представление о целом)

1. Регион распространения. При этом за основу берется не место издания, а обслуживаемая территория. Иначе классификация будет некорректной. Газеты, выходящие в провинции, нередко претендуют на распространение по всей территории государства и даже за его пределами. Таковы, к примеру, издания петербургского холдинга «Калейдоскоп», которые расходятся более чем в 100 городах России, стран СНГ и Балтии. И наоборот: некоторые столичные издания имеют крайне узкий ареал распространения.

- транснациональные (или наднациональные). Американский журнал «Time», например, имеет четыре зарубежных издания, предназначенных для разных континентов.

-общенациональные СМИ (для нашей страны — общероссийские, федеральные). Охват — 50% террит. и более

- региональнае. обслужив отд субъекты федерации (республики, области, Москву и Петербург), и периодика, рассч на более крупную, исторически сложившуюся часть страны, отличающуюся природными, экономическими, национально-культурными особенностями: Северо-Запад, Западная Сибирь,Например, статус региональной получила газета «Северный Кавказ», освещающая события в Кабардино-Балкарии, Дагестане, Северной Осетии, Краснодарском.

-под местной прессой в последние годы стали понимать главным образом издания, выходящие в районах и городах областного подчинения. Существует и аналогичная сеть радиовещания. Удовлетворяя особые интересы жителей небольших населенных пунктов, этот тип СМИ имеет надежный потребительский спрос.

-муниципальные издания. Это газеты предприятий, учреждений и учебных заведений.

  1. Учредитель. Согласно росс законод-ву, учредителями (основателями) СМИ, могут стать любой гражданин Российской Федерации, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Законодательно установлен регистрационный порядок учреждения: фактически органы власти всего лишь подтверждают заявку учредителя и берут созданную им газету или канал на учет. Правда, для теле- и радиокомпании надо получить еще лицензию на вещание, на занятие определенной частоты в эфире.

СМИ, учрежденные негосуд органами, имеют возможность проводить независимую линию в идеологии и политике.

Сейчас распоряжаются большинством росс СМИ:

  1. Промышленно-финансовые группы (Газпром, ЛУКОЙЛ, «Проф-Медиа» В. Потанина и др.)

  2. пресс-монополии (так называемые медиаимперии Б. Березовского, «Московского комсомольца», «Индепендент медиа», Издательского дома «Провинция», охватившего региональную прессу в десятках областей страны, и др.)

  3. Администрация (в особенности через соучредительство вместе с редакциями региональных и местных изданий и владение большинством телеканалов).

3. Аудитория..

  1. Пол — мужские, женские журналы

  2. Возраст- молодежь, пенсионеры, дети

  3. Образование — среднее, высшее

Обычно это все-таки комплекс. Например, журнал для женщин в возрасте от 22- до 45 лет, имеющих среднесп или выс образование.

Критерием может быть узкая специализация потенциальных читателей - так, узко направленная пресса издается для групп потребителей, объединенных по личным интересам («5 колесо», «Сове спорт».). В нашей стране давно и прочно утвердилась профессионально-отраслевая периодика: «Красная звезда» для военнослужащих, «Гудок» для работников железнодорожного транспорта, «Учительская газета», «Медицинская газета», «Строительная газета».