logo search
67580

2.1 Структурно-функциональные аспекты телевидения

Телевидение способно охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации. Эта способность объясняется особенностями физической природы, определяющими специфику телевизионного вещания как средства создания и передачи сообщений.

Телевизионную коммуникацию отличают следующие признаки: симультанность (вездесущность); экранность; «непосредственность».

Способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал и принимаемых телеприемником, проникать в любую точку пространства называется симультанностью или вездесущностью.

Способность передавать сообщения в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком, называется экранностъю.

Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории. Одновременность действия, события и его отображения на экране — уникальное качество телевидения. Оно обнаруживается только в процессе прямой («живой») передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без предварительной фиксации, т.е. в настоящем времени.

Способность телевидения к созданию и распространению нефиксированных сообщений называется «непосредственностью». «Непосредственность» неразрывно связана с симультанностью телепередачи. Это две стороны одного феномена.

Телевидение представляет собой важный источник информацииоб окружающем мире. Основными функциями телевизионнойкоммуникации являются: информационная; просветительская; развлекательная; формирование общественного сознания.

Информационная функция заключается в распространении мнений об окружающем мире и происходящих в нем процессах.

Просветительская функция включает два направления: воспитание и обучение.

Развлекательная призвана обеспечивать досуг.

Формирование общественного сознания происходит благодаря социализации индивидов, т.е. их приобщению к нормам общественной жизни.

Структура телевизионного вещания состоит из трех основных блоков: охвата аудитории, способа трансляции, характера финансирования.

По охвату аудитории телевещание делится на: национальное; международное; региональное.

По способу трансляции телевещание можно разделить на три группы: эфирное; спутниковое; кабельное.

Характер финансирования определяет информационную политику телеканала. По этому показателю выделяют следующие виды телевещания: общественное; государственное; коммерческое.

Поскольку телевидение является средством массовой коммуникации и мощным инструментом формирования общественного сознания, собственник того или иного канала (Будь то государство или коммерческая организация) не может преследовать только прагматические цели. Он обязан учитывать национальные, социальные особенности аудитории. Телевизионный коммуникатор должен объединить в телевизионном тексте потребности всего общества и интересы каждого отдельного зрителя.