Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………5
ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………………………...5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА…………………..6
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…………………..7
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………...7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
ПО УСПЕШНОМУ УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….8
МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ………………………………………………..….13
1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ……………………………...13
1.1. Наука и общество. Многообразие форм знания……………………………..13
1.2. Наука как социальный феномен………………………………………………18
1.3. Научное знание как система. Особенности и структура
научного знания…………………………………………………………………….23
1.4. Особенности уровней научного познания…………………………………...27
1.5. Возникновение науки…………………………………………………….……29
1.6. Развитие науки в период формирования
классической научной картины мира……………………………………………..33
1.7. Развитие науки в период формирования
неклассической научной картины мира…………………………………………..37
1.8. Развитие науки в период формирования
постнеклассической научной картины мира……………………………………..48
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………...51
2.1. Актуальные проблемы смежных научных дисциплин……………………...51
- феномен пассионарности человека…………………………………………51
- виртуализация современной реальности…………………………………...53
- клонирование живых организмов и человека……………………………...54
- внедрение инноваций в экономику государств……………………………56
- развитие нанотехнологий…………………………………………………...57
- мировая глобализация……………………………………………………….58
- глобальное потепление климата…….……………………………………...64
- вероятность возникновения парникового эффекта…………………..……65
- медийное образование населения разных стран…………………………...67
- запуск Большого адронного коллайдера………………………………….70
- экология и судьбы человечества……………………………………………72
- становление гелиобиологии………………………………………………...76
- пересмотр (фальсификация) фактов истории……………………………...78
2.2. Социально-экономический проблемы современной науки…………………82
- резкое падение ее престижа…………………………………………………83
- невысокое материальное обеспечение ученых…………………………….86
- эмиграция российских ученых за рубеж…………………………………...87
- снижение в российском обществе популярности научной журналистики91
- низкий уровень электронного обучения в России………………………...92
- задачи реализации государственной политики в области науки…………94
3. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ……………………………………………..95
3.1. Становление распространения научного знания
в России XVIII – XIX веков………………………………………………………..95
3.2. Популяризация достижений науки в России в ХХ веке…………………...103
3.3. Функции, принципы и аудитория научной популяризации в СМИ………111
3.4. Проблемы популяризации научного знания в российских СМИ…………113
3.5. Современные подходы к проблеме популяризации научного знания……116
3.6. Источники информации для журналиста, пишущего о науке…………….122
3.7. Объединения научных журналистов в России……………………………..128
РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
В РАЗНЫЕ ГОДЫ…………………………………………………………..…...130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...134
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ…………………………………………………….135
ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………...141
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...142
Базовые учебники…………………………………………………………………142
Основная литература……………………………………………………………...142
Дополнительная литература……………………………………………………...142
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
(сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)…………...147
Ресурсы Рунета……………………………………………………………………147
Сайты специализированных изданий……………………………………………149
Ссылки на сайты международных научных изданий…………………………..150
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ И ЖУРНАЛИСТОВ
– ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
(для подготовки студентов к коллоквиуму)……………………………………..151
- Казанский (приволжский) федеральный университет
- Р.П. Баканов
- Актуальные проблемы
- Современной науки
- И журналистика
- Содержание
- Пояснительная записка
- Задачи курса
- Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»
- Объем дисциплины и виды учебной работы Объем материала: 12 часов Форма обучения: заочная
- Содержание разделов дисциплины
- Методические рекомендации студентам по успешному освоению дисциплины
- Материалы к лекциям научное знание в системе знаний Наука и общество. Многообразие форм знания
- Научное знание как система. Особенности и структура научного знания
- Особенности уровней научного познания
- Теоретическое познание и его формы.
- Возникновение науки
- Социально-экономические проблемы современной науки
- Российские ученые – лауреаты нобелевской премии в разные годы
- 1958 Г. – и.Е. Тамм, п.А. Черенков, и.М. Франк – премия за открытие и истолкование «эффекта Черенкова».
- 1962 Г. – л.Д. Ландау – премия за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия.
- 1964 Г. – н.Г. Басов, а.М. Прохоров – премия за фундаментальные работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей на основе принципа мазера-лазера.
- 1978 Г. – п.Л. Капица – премия за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.
- 2000 Г. – ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.
- Заключение
- Глоссарий терминов
- Источники для обязательного чтения
- Литература
- Интернет-ресурсы (сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)
- Список известных ученых и журналистов
- Вопросы к зачету по дисциплине (вопросно-ответная форма, зачет проводится в виде коллоквиума)