logo search
Баканов Р

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………5

ЗАДАЧИ КУРСА…………………………………………………………………...5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА…………………..6

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ…………………..7

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………...7

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО УСПЕШНОМУ УСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ………………………….8

МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ………………………………………………..….13

1. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ……………………………...13

1.1. Наука и общество. Многообразие форм знания……………………………..13

1.2. Наука как социальный феномен………………………………………………18

1.3. Научное знание как система. Особенности и структура

научного знания…………………………………………………………………….23

1.4. Особенности уровней научного познания…………………………………...27

1.5. Возникновение науки…………………………………………………….……29

1.6. Развитие науки в период формирования

классической научной картины мира……………………………………………..33

1.7. Развитие науки в период формирования

неклассической научной картины мира…………………………………………..37

1.8. Развитие науки в период формирования

постнеклассической научной картины мира……………………………………..48

2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА………...51

2.1. Актуальные проблемы смежных научных дисциплин……………………...51

- феномен пассионарности человека…………………………………………51

- виртуализация современной реальности…………………………………...53

- клонирование живых организмов и человека……………………………...54

- внедрение инноваций в экономику государств……………………………56

- развитие нанотехнологий…………………………………………………...57

- мировая глобализация……………………………………………………….58

- глобальное потепление климата…….……………………………………...64

- вероятность возникновения парникового эффекта…………………..……65

- медийное образование населения разных стран…………………………...67

- запуск Большого адронного коллайдера………………………………….70

- экология и судьбы человечества……………………………………………72

- становление гелиобиологии………………………………………………...76

- пересмотр (фальсификация) фактов истории……………………………...78

2.2. Социально-экономический проблемы современной науки…………………82

- резкое падение ее престижа…………………………………………………83

- невысокое материальное обеспечение ученых…………………………….86

- эмиграция российских ученых за рубеж…………………………………...87

- снижение в российском обществе популярности научной журналистики91

- низкий уровень электронного обучения в России………………………...92

- задачи реализации государственной политики в области науки…………94

3. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ В РОССИИ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ……………………………………………..95

3.1. Становление распространения научного знания

в России XVIIIXIX веков………………………………………………………..95

3.2. Популяризация достижений науки в России в ХХ веке…………………...103

3.3. Функции, принципы и аудитория научной популяризации в СМИ………111

3.4. Проблемы популяризации научного знания в российских СМИ…………113

3.5. Современные подходы к проблеме популяризации научного знания……116

3.6. Источники информации для журналиста, пишущего о науке…………….122

3.7. Объединения научных журналистов в России……………………………..128

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ – ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ

В РАЗНЫЕ ГОДЫ…………………………………………………………..…...130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..…………………...134

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ…………………………………………………….135

ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………………………...141

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...142

Базовые учебники…………………………………………………………………142

Основная литература……………………………………………………………...142

Дополнительная литература……………………………………………………...142

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

(сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)…………...147

Ресурсы Рунета……………………………………………………………………147

Сайты специализированных изданий……………………………………………149

Ссылки на сайты международных научных изданий…………………………..150

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ УЧЕНЫХ И ЖУРНАЛИСТОВ

– ПОПУЛЯРИЗАТОРОВ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

(для подготовки студентов к коллоквиуму)……………………………………..151