logo search
ответы предпринимательство

Вопрос 35. Бизнес-планирование.

Под бизнес-планом обычно подразумевается план развития фирмы. Этот план имеет огромное значение для предпринимателя как на стадии создания собственного дела, так и на стадии функционирования фирмы. Бизнес-план необходим для освоения новых сфер деятельности, создания новых форм бизнеса, оздоровления и реформирования бизнеса.

Бизнес-план — плановая программа оптимизации бизнеса, он ориентирован не только на фирму, но и на инвесторов, так как показывает привлекательность фирмы для инвестирования.

Цели бизнес-плана:

1)определить финансовую устойчивость фирмы;

2)конкретизировать перспективы бизнеса в виде системы показателей;

3)привлечь внимание инвесторов;

4)показать перспективы бизнеса.

На стадии организации собственного дела разработка бизнес-плана (инновационный бизнес-план) занимает ведущее место в работе предпринимателя. Не меньшее значение имеет бизнес-планирование и для функционирующей фирмы. В бизнес-плане закладывается «фундаментальное переосмысление и радикальное изменение решений о деловых процессах с целью достижения драматических улучшений в критически важных показателях деятельности». Именно это подразумевается под термином «реинжиниринг», введенным еще в первой теме пособия.

Процесс реинжиниринга базируется на двух основных понятиях: «модель фирмы» и «будущий образ фирмы». Бизнес-планирование предусматривает модель будущего и затем путем «обратного реинжиниринга» модель реальности. Затем происходит перепроектирование текущего бизнеса -«прямой реинжиниринг».

БП начинается с характеристики фирмы, ее целей, стратегии. Приводится список мероприятий, необходимых для реализации стратегии, требуемые средства, прогноз реализации и затрат, уровень рентабельности и другие сведения, необходимые для принятия инвестором положительного решения.

Главным разделом БП является функциональный раздел, в котором описывается предпринимательская идея, т.е. новый товар или услуга, канал распространения или расширение магазина и т.д. Для оценки слабых и сильных сторон проекта фирмы используется SWOT- анализ.

Маркетинговая часть БП должна содержать характеристику того сегмента рынка, в котором действует или намерена действовать фирма, характеристику конкурентных преимуществ товара и услуг, предлагаемых фирмой. Основное внимание уделяется выработке маркетинговой стратегии в части стабилизации позиции на рынке, завоевания новых рынков, привлечения новых сегментов, упрочения конкурентоспособности предприятия и его продукции, совершенствования каналов распределения и распространения, стимулирования продаж, формирования имиджа предприятия.

Производственный раздел БП включает производственную программу предприятия, планируемый объем производства и сбыта, потребность в основных фондах, расчет потребности в фонде заработной платы, струк туру себестоимости, потребность в дополнительных инвестициях.

Организационный раздел БП ориентирован на совершенствование структуры предприятия, создание и развитие отделений, филиалов пунктов реализации. Раздел характеризует уровень управления фир-мы, ее организационную структуру, порядок координации деятельности. Важное место в нем занимает перспективная кадровая политика, повышение квалификации, система мотивации. Целесообразно предус-мотреть модернизацию технических средств управления, использование информационных технологий.

В разделе, посвященном рискам в деятельности фирмы, излагаются вопросы о предполагаемых рисках. Природа и объективность существования предпринимательского риска состоит в неопределенности будущей реакции внешней среды, нестабильности ее условий. Некомпетентный предприниматель рискует больше всех.

Финансовый раздел предусматривает активное использование капитала фирмы — основных фондов, оборотных средств, финансовых ресурсов. В разделе обосновывается выбор источников пополнения финансов и основных направлений их использования, форма учета. Расчет будущих доходов проводится с учетом инфляционных тенденций и процентов на вложенные средства (дисконтирование финансовых потоков). Финансовая часть БП должна содержать расчет чистой стоимости фирмы, рентабельности, нормы безубыточности и ряд других финансовых показателей. Обоснованность расчетов повышает привлекательность фирмы для получения займов на организацию производства и торговли.

В разделе кадровой политики программируется работа с кадрами: обучение кадров, профессиональный и должностной рост кадров, набор молодых кадров, стажировка кадров, меры стимулирования труда кадров предприятия.