Лирика сатирика
Часто автор смягчает иронией весьма серьезные размышления:
Ироничные интонации в местах излишне патетических
...Ведь вот можно было собраться моим соотечественникам в профилактории с целью украсть унитаз, выбить кому-нибудь зубы, расколотить зеркало и не выйти не работу. Бывают еще в России такого рода общественно- политические конференции. Но что-то я еще ни разу в жизни не слышал, чтоб вполне занятые люди на свои собственные деньги, не преследуя никаких коммерческих, политических, личных и иных меркантильных целей, потащились в Сибирь, чтобы честно и спокойно говорить о своей стране... Автор этого эссе С. Мостовщиков, выступает в данном случае как обозреватель. И еще отрывок, из другого его произведения: Когда я увидел гвардейский ракетный крейсер “Москва”, вполне законная гордость посетила мое дряблое сердце. Я даже не особенно гнал ее от себя. Подумал, правда, что так мол, и так - гуманизм, цивилизация, сухая попа -счастливый малыш. Хорошо ли это - стирать Америку с лица земли? Но потом как-то быстро успокоился: какая уж там к черту сухая попа. Вот он - красивый, громадный, бесчувственный механизм, способный наделать большей злодеяний, чем весь вместе взятый турецкий военно-морской флот... Можно ли гордится такой штуковиной?
Факт и ассоциативная параллель
К примеру, автор вспоминает, как на новогоднем прием в Кремле кружил у стола №1 наш прекрасный, а теперь уже и великий кинорежиссер... Наконец, заметили, пусть не САМ, жена. Как полетел он к стулу как припал, как искрились глаза!... Мой старший коллега громит эту власть. Иногда даже думаешь: какое счастье, что провидение вооружило его словами, а не патронами! Но стоит этой власти кликнуть - летит. (В. Лошак, МН).
К проблеме “имиджа” сатирика. Вместо реальной личности - пародия на некий комплекс политических, социальных и гражданских качеств спародированное “авторское “я”. Например, это заметно в творчестве С. Мостовщиков (элементы иронического самоанализа в тексте; “спасительная самоирония”). Процитируем отрывок из его эссе «Край непуганых идиотов» (февр. 1993) Авторы...как и все сознательные трудящиеся, вынуждены время от времени заниматься телекинезом. Но для этого занятия нужно сконцентрироваться до такого состояния, что ты не уже не можешь двигать не то что какие-то предметы, но и самое себя. Поскольку бразильские телекинезы без заморозки смотреть вообще невозможно,...авторы предпочитают видеокинез, допускающий большую свободу выбора. Выбрал, сконцентрировался, заел соленым огурцом, и душа поет: просит борща и поправок к Конституции..
Примета современного ироничного стиля - умеренность преувеличений; авторы стараются “не громыхать”. Решающей оказывается “дозированность” иронии, вплетенной в рассуждение, точная ее соотнесенность с реальным масштабом зла. Очевидна востребованность ироничного стиля современной аудиторией. Не всегда, однако, ирония точна, тонка и понятна. Многое зависит от вкуса журналиста, но больше -от вкусов читателя: представления о смешном во многом диктуют “быт и нравы”. Подчас пройти рядом с пошлостью, почти на грани очень трудно. А “нравиться” читателю, слушателю - надо. “Смех, -пишет Д. Лихачев, - требует единомышленников. Смеющиеся- это своего рода заговорщики”.
В журналистике, ирония помимо прочего, помогает “низводить” самого журналиста до уровня “обличаемых”, то есть, аудитории. Иначе он оказывается в несколько странном положениие – вроде бы натравливает одну часть аудитории на другую…
Ирония и самоирония, сплетаясь, адресуются публицистическому единству - “мы” (современники). Ирония - не зубоскальство, не “стеб”- учит спокойному отношению к теням жизни, поскольку их отбрасываем мы сами. И, значит, можем сказать в какой-то момент, как герой сказки Андерсена: “Тень, знай свое место!”
Публицистическая точность позиции и удовлетворенное эстетическое чувство - вот к чему стремится ироничный журналист. Формы, выступлений, которые он избирает, дают возможность проявлять и в плане доказательном, и в “живописном” все богатства творческой личности.