logo search
Билеты ВСЕ

Сми и информационное общество.

В основе концепции постиндустриального общества - деление истории общ.развития на 3 этапа: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Известна также теория 3 волн Э.Тоффлера (сельскохозяйственная, индустриальная, информационная). Постинд.общ-во основано на "технологии интеллектуальной" (Д. Белл). Инф-ия и знание такие же основы постин.общ-ва, как капитал и труд – общ-ва инд-ого. Переход к постинд.общ-ву отражают 4 основных ф-ра: 1) замена товаропроизводящей экономики на обслуживающую; 2) классовое деление уступает место профессиональному; 3) развитие информационной технологии; 4) собственность уступает место уровню знания и образования. В постинд.общ-ве - конфликт между людьми, владеющими знаниями, людьми компетентными и некомпетентными (разрыв между людьми образованными и необразованными).

Идея информ.общ-ва поставила вопрос о роли в нем СМИ. Термин «информ.общ-во» был придуман по отношению к сообществам, где существует легкий доступ к инф-ии и знанию. В таком сообщ-ве каждый извещен о настоящем положении дел, у кажд.есть возможность сделать свой голос услышанным. В ИО необходимо, чтобы коммуникация достигала масс. Наиболее выгодный способ достичь этого – использовать СМИ. Они являются посредником в отношениях между людьми и правительством, рассматривают вопр.гражданства, демократии и политических процессов, общества и культуры. Все это часто вступает в противоречие с феноменом демассификации СМИ, о котором первым заявил Тоффлер. Т.утверждает, что в эпоху Третьей волны СМИ будут вынуждены поделиться своим влиянием, в противовес мнению о том, что в новых условиях они будут доминировать. Пример демассификации у Тоффлера: потеря газетами своих читателей. Это объясняется не только расцветом телевиденья, но и конкуренцией между крупными массовыми газетами и малотиражными газетами и еженедельниками, рассч-ми на определенную ауд-ию. Тоффлер говорит о «взрыве мини-журналов», адресованных различным возрастным группам, любителям тех или иных видов спорта и т.п. Немассовый журнал быстро набирает силу. Сегодня журнальная отрасль продолжает расти в первую очередь за счет специальных изданий и фрагментации аудитории.

Мысли Тоффлера:

 • Теперь каждый может являться не только потребителем, но и производителем образов, принадлежащих только ему (видео, Интернет, мобильные телефоны со встроенными камерами и не только);

  • Наряду с новой техносферой появляется новая инфосфера, что не может пройти бесследно для нашего сознания. Необходимым становится непрерывное развитие способностей, непрерывное образование;

 • На смену пролетариату приходит «когнитариат», состоящий из профессионалов, высокообразованных работников, обладающих инф-ей и профессиональными навыками работы с ней. Такие люди не станут лишь потреблять информацию, но будут и производить ее.

 • Демассифицированные масс-медиа демассифицируют и людское сознание. Небольшие группы людей обмениваются созданными им самими образами. Стандартизация образов времен Второй волны миновала;

• Мы начинаем жить в обществе "клип-культуры", когда "на личностном уровне нас осаждают противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, и обстреливают нас разорванными и лишенными смысла «клипами», «мгновенными кадрами». (электр. СМИ).

В условиях становления ИО активно развивается Интернет, образуя глоб.пр-во между компьютерами по всему миру. Один из важнейших процессов, связанных с Всемирной паутиной, - конвергенция (взаимодействие и объединение различных каналов и средств связи в условиях развития мультимедийных процессов и информационных супермагистралей). Аудиовизуальные и текстовые СМИ начинают сливаться, становясь мультимедийными. Наряду с традиц.СМИ возникают "гибридные" (онлайные или офлайные). Благодаря слиянию всех видов СМИ, журналист может предложить содержание газете, онлайновому изданию, телевидению, радио отдельно. Возникает возможность получать одно содержание разными путями. Проф.требования к ж-ту изменяются, теперь он должен уметь производить материалы для всех видов СМИ. Конв-ия порождает новые жанры ("инфотейнмент" от information - информация и entertainment - развлечение). Она создает новую информ.среду – мультимедийную. Ее черты: 1) синтетическая - в одной информационном продукте сочетаются текст, изображение, звук, видео; 2) интерактивная - позволяет индивидуализировать продукт, выбирая из многих возможностей необходимые.