logo search
основы творческой деятельности журналиста

Глобальная коммуникация

 

Глобализация информационного пространства выдвинула в число национальных приоритетов многих стран участие в создании так называемой Глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ). Координирующую роль в этом процессе играет Международный союз по телекоммуникациям (МСТ). Неудивительно, что регулярно проводимые мероприятия МСТ привлекают самое пристальное внимание высших государственных деятелей. Так, вице-президент США Эл Гор в марте 1994 г. выступал на конференции МСТ в Буэнос-Айресе, в сентябре того же года – на конференции в Киото, в марте 1995 г. направил приветствие участникам конференции по Интернету в Минске... В обращении к специалистам, собравшимся в Киото, он отмечал: «Усилия по созданию ГИИ дают нам возможность выйти за рамки идеологии и поставить перед собой общую цель создания инфраструктуры, которая принесет выгоду и пользу всем гражданам наших стран. Мы будем использовать эту инфраструктуру для содействия экономическому развитию, для развития здравоохранения, образования, программ по охране окружающей среды и демократии...

На конференции в Буэнос-Айресе вами были приняты пять принципов ГИИ, которые осуществляются на практике странами мирового сообщества: частные инвестиции, рыночная конкуренция, гибкая нормативно-правовая база, недискриминационный доступ и универсальные услуги»[14].

В России, отметил Гор, уже существуют приватизированные телекоммуникационные компании, функционирующие в 86 регионах. Действуют также независимые компании-операторы, предоставляющие услуги по международной телефонной связи и передаче данных. Это не только служит целям привлечения инвестиций, повышения конкуренции и улучшения доступа к информационным службам, но и обеспечивает жизненные условия самой демократии – свободу коммуникаций и обмена информацией.

В новых условиях иначе функционируют и СМИ. Однако задолго до современного технологического переворота международное сообщество задумывалось о необходимости нового международного информационного порядка (НМИП). Его идея была выдвинута и сформулирована в документах Конференции глав государств и правительств неприсоединившихся стран в Коломбо в августе 1976 г. В Политической декларации конференции выражалась тревога по поводу увеличивающегося разрыва между развитыми и неприсоединившимися странами в обеспеченности средствами информации и связи. В декларации подчеркивалось, что данное положение является наследием колониального прошлого. Это привело к зависимости и господству, при котором большинство стран обречено на роль пассивного получателя односторонней, неполной и искаженной информации.

В последующие годы идея нового информационного порядка получила международную поддержку и развитие. В частности, в Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе было внесено положение о том, что сотрудничество в области информации должно содействовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности. Предполагалось, что оно будет осуществляться при полном соблюдении принципов, регулирующих отношения между государствами-участниками, то есть на началах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, уважения законов друг друга.

В конце 1978 г. в официальных документах сессии Генеральной ассамблеи ООН и Генеральной конференции ЮНЕСКО, принятых единогласно, впервые со всей четкостью была признана необходимость устранить неравенство в распространении информации, предназначенной для развивающихся стран или исходящей от них. Осенью 1980 г. на XXI сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, проходившей в Белграде, была учреждена Международная программа развития коммуникации, которая, по замыслу ее создателей, должна была стать частью усилий по установлению нового, более справедливого и более эффективного мирового порядка в области информации и коммуникации.

Но эти усилия международного сообщества натолкнулись на сопротивление. В частности, в 1981 г. страны Запада выступили с так называемой Таллуарской антидекларацией, в которой информационные отношения между странами рассматривались с точки зрения «западного плюрализма». Суть сводится к простой формуле: если у кого-либо есть информация и средства для ее распространения, то никто не смеет мешать распространению этой информации. Короче говоря, разрыв между развитыми и развивающимися странами должен увеличиваться.

Глобализация информационного пространства привела к ряду социально-правовых последствий. Среди них:

 

      фактический отказ мирового сообщества от признания нового международного информационного порядка и поддержка концепции «свободного потока информации»;

      игнорирование государственных границ при распространении информации, национальных норм и законов о СМИ;

      широкомасштабное пиратство, игнорирующее права авторов и владельцев информации;

      унификация культур, информационный империализм и экспансия развитых стран в СМК других стран;

      информационный паразитизм.

 

Со временем и в позиции ЮНЕСКО произошли изменения, вызванные драматическими переменами в международных отношениях. В ноябре 1989 г. на XXV сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята новая стратегия коммуникации, цель которой состоит в «обеспечении свободного потока информации на международном, а также национальном уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».

Основные направления информационной политики ЮНЕСКО состоят в следующем:

 

во-первых, это заключение международных соглашений, направленных на свободное распространение информации независимо от государственных границ;

во-вторых, поддержка межправительственных и неправительственных организаций, занимающихся защитой основных свобод: свободы слова и свободы печати;

в-третьих, создание технических возможностей для свободного доступа и получения информации в различных регионах мира;

в-четвертых, издательская деятельность ЮНЕСКО;

в-пятых, подготовка ЮНЕСКО журналистских кадров;

в-шестых, апробация современных информационных супермагистралей[15].

 

Трансграничное распространение информации привело в ряде случаев к тому, что игнорируются национальные нормы и законы, существующие традиции. К примеру – спутниковое телевидение. Оно позволяет вести прямое вещание практически в любую точку земного шара. В Египте, например, запрещено законом в кино- и телефильмах показывать Аллаха в человеческом облике. На телепередачи, принимаемые по спутниковой связи, этот закон практически не действует, ибо на Западе существуют другие нормы и законы[16]. Подобных примеров можно привести немало. Скажем, в Российской Федерации в кино и на телевидении запрещено использование целенаправленного воздействия на подсознание зрителей. В ряде других стран такого запрета нет. А мы порой бездумно закупаем теле- и кинопродукцию, демонстрируем ее на многомиллионную аудиторию, не задумываясь о последствиях. Совсем не фантастичной выглядит и такая ситуация: журналисты откопали «жареные» факты, которые было трудно предать гласности в своей стране. Тогда они через Швецию, где весьма либеральные законы о СМИ, распространили информацию по сетям Интернет. Теперь об этом знает весь мир. А как быть с национальными интересами? Выход один: гармонизация, согласование национальных систем права СМИ друг с другом и с международно-признанными нормами.

О пиратском распространении информации уже говорилось и писалось много. Казалось бы, правовые механизмы выработаны и на национальном, и на международном уровнях. Но они практически не действуют. В целом не выработаны механизмы контроля за распространением информации по компьютерным сетям. Так, Россия остается мировым лидером по незаконной продаже аудиозаписей, которых в 1995 г. было продано на сумму 363 млн. долларов. Всего в мире в том же году продано незаконных записей на 2,1 млрд. долларов, причем каждая пятая запись была несанкционированной. Второе место в мире занимает КНР, затем следуют Италия, Индия и страны Латинской Америки[17]. Такое же положение дел сохраняется в распространении пиратских компакт-дисков с компьютерным программным обеспечением. Среди стран с самым высоким уровнем пиратства в этой сфере оказались Вьетнам (99%), Китай (96%), Оман (95%) и Россия (91%). Самым высоким среди всех регионов мира остается уровень пиратства в восточноевропейских странах[18].

Широкое и в некоторых случаях бесконтрольное распространение информации развитыми государствами, засилье заокеанской кинопродукции и многое другое ведет к размыванию национальных культур, их унификации по американскому образцу. В последние годы мы перестали употреблять термин информационный империализм. Им обозначали систему, сложившуюся в монополизированных средствах массовой информации развитых стран Запада, и методы, применяемые для пропагандистского обеспечения внутренней и внешней политики. Но как бы мы ни называли это явление, оно существует. Конкретные его проявления:

 

      концентрация СМИ и средств связи в руках мощных специализированных корпораций;

      прямое подчинение значительной части средств информации и связи многоотраслевым монополиям;

      открытое вмешательство государственного аппарата развитых стран в сферу информации;

      господство транснациональных корпораций на мировом рынке новостей;

      углубление диспропорций в обеспечении средствами информации и связи развитых держав, с одной стороны, и молодых развивающихся стран – с другой;

      использование дезинформации для пропагандистского обеспечения внутренней и внешней политики.

 

Стратегия информационного империализма реализуется, в частности, путем распространения продукции по демпинговым ценам, открытия за рубежом филиалов существующих изданий и создания новых, создания совместных предприятий в области СМИ, скупки эфирного времени и т.п. Формой его проявления служит также информационный паразитизм. Создав глобальную информационную инфраструктуру, богатые страны могут на «законном основании» перекачивать к себе важные научные, технические, экономические и иные сведения. Вывоз за рубеж специалистов в традиционном виде становится ненужным. Для примера можно отметить такую особенность Интернета: поступающие из стран Запада заявки на информацию, созданную в России, в семь раз превышают по количеству обратный поток.

Глобализация информационного пространства ставит перед теоретиками и практиками журналистики и многие другие вопросы, ответы на которые нам необходимо найти в самом близком будущем.