Билет № 40: Аудитория сми
Корконос:
Аудитория – неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. Ключевое понятие в данном случае – взаимодействие. Выражает в активной форме (прямое обращение к редакции) и в относительно пассивной форме (потребление продукции редакционного производства).
Аудитория – типичный носитель массового сознания. Массовое сознание принадлежит людской массе, которая не имеет четкой структуры, ярких собственных примет, внутренних перегородок между составляющими её элементами. Аморфно, ситуативно, неустойчиво. Противопоставлено групповому сознанию.
Объединяющий фактор МС – интерес к источнику информации.
Перед запуском какого-либо проекта СМИ необходимо определить параметры аудитории:
-
Расчетная (целевая) аудитория;
-
Реальная;
-
Потенциальная.
Коренная проблема для редакций – достижение взаимопонимание с читателями и зрителями (1. Доступность языка и содержания; 2. Совпадение предпочтений, ожиданий, ценностных ориентаций).
- Слабая отраженность в СМИ простых людей (прежде всего: их социально-экономических интересов). Это приводит к возникновению социально неравенства в информационном пространстве.
- Предметно-тематические пристрастия прессы – монополия политических вопросов (в том числе и в региональных изданиях). Корни проблемы – в сформировавшейся стойкой привычке журналистов воспринимать себя как активных и полноправных участников официальной политико-государственной жизни. Источниками информации являются в основном представители управленческого аппарата. Политически не проясненное состояние страны обуславливает дискурсивную модель отечественной прессы (уводит внимание от социальных проблем).
- За счет всего этого и происходит отток интересов аудитории от солидной прессы к развлекательной.
- Процесс самоизоляции прессы от общества (различия потребностей, интересов, ценностей). В основе разрыва – корпоративные потребности журналистов (проблема экономической цензуры).
По концепции Юргена Хабермаса мир системы (искусственный) противостоит миру жизни (естественный). Устремленность в сферу жизни – основа социожурналистики (альтернатива традиционной прессе).
Утрата доверия населения к СМИ во всем мире.
Главная причина - в непродуктивности профессиональных установок, утвердившихся в редакции: отношение к человеку как к вещи, а как к личности.
Модели взаимоотношения с аудиторией – парадигмы журналистского творчества.
Управленческо-технократическая (авторитарная модель). Аудитория – объект воспитательного воздействия. Обусловлено зависимостью прессы от централизованной опеки и контроля.
-
Коммуникативно-познавательная. Основа – ориентация на рыночное изобилие информационной продукции и свободный выбор потребителем каналов СМИ. Стороны связывают деловые денежные отношения (беспристрастные факты).
-
Гуманитарная. Духовно-интеллектуальное сотрудничество прессы с аудиторией. Основа – взаимное уважение к позиции другой стороны. Опорный метод – убеждение (в отличие от принуждения). Форма общения – диалог. Цель – развитие сознания аудитории.
В реальности все парадигмы переплетаются.
Путь к взаимопониманию – установление прочных обратных связей системы СМИ в целом, каждой редакции и отдельного журналиста.
Формы обратной связи:
-
Эпистолярная (почта: обычная, электронная; обращение по телефону);
-
Мгновенная (прямо в эфире; «горячий» телефон в газетной практике);
-
Соавторская (привлечение читательского актива);
-
Тестирующая (выяснение позиции аудитории по поводу работы редакции);
-
Консультативная (обсуждение продукции в ходе конференций и т.д.);
-
Экспертная (изучение исследовательских материалов о журналистской практике);
-
Исследовательская (замеры динамики реальной аудитории).
Необходимо комплексное использование.
Изучение аудитории:
-
Оперативные способы действия
- Непосредственное наблюдение за поведением потребителей, в том числе – включенное наблюдение.
- Анализ почты (регулярность, четкий набор параметров);
2. Исследовательские проекты:
- Качественные (наблюдение за аудиторным поведением малой социальной группы в течение длительного срока).
- Количественные (анкетирование, опросы, телеметрия – накопители данных о предпочтениях аудитории).
Таким образом составляется комплексная картина предпочтения и ожидания аудитории.
Прохор:
Учет 3-х аспектов:
-
Семантическая адекватность;
-
Синтактическая адекватность;
-
Прагматическая адекватность (представление продукта аудитории).
Эффективность воздействия зависит от прагматических качеств, которые являются составляющими цепочки: метод – умение – качество - эффективность.
Конечный результат – изменение в сознании и поведении аудитории.
Цель должна определяться потребностями аудитории.
Аудитория – активная самостоятельно формирующая свои отношения со СМИ часть журналистики как функционирующей системы.
Следует учитывать, что аудитория разделяется на 2 уровня:
-
Первичная (непосредственное получение информации от СМИ);
-
Вторичная (получение информации от первичной).
Вследствие этого информация циркулирует в обществе в модифицированном виде. Аудитория конкретного издания – реальная. Случайная аудитория – на которую не рассчитывают совсем.
3 сферы сведений об аудитории:
-
Социально-демографические;
-
О состоянии и характере массового сознания;
-
Об информационном повелении (об используемых источниках информации).
Эти знания позволяют выявить потребности аудитории.
Но реальный руководитель аудитории при выборе информации – интерес (соответствующий потребности или не соответствующий потребности). Потребность может быть искажена в интересе (интерес – субъективен, потребность - объективна).
Выход: удовлетворение потребностей, которое протекает с учетом интересов. Интерес – посредник между журналистикой и аудиторией.
Важную роль играют мотивы (зачем нужна аудитории информация?).
Интересы и мотивы определяют систему предпочтений аудиторией тех или иных рубрик и т.д.
3 пути поведения журналиста по отношению к аудитории:
1. Лобовой (разорвана связь между потребностью и интересом);
2. Хвостистский (интерес доминирует над потребностью);
3. Реалистический (соединение интереса и потребности);
4. Манипулятивный (виртуальные потребности – ложь и зло)
Ахмадулин:
Аудитория - численно неопределенная часть общества, имеющая постоянный периодический или эпизодический контакт со СМИ.
Обратная связь в системном понимании.
Воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Если влияние обратной связи усиливает результаты функционирования, то такая обратная связь называется положительной, если ослабляет – отрицательной. В сложных системах целенаправленное усиление воздействия ОС может привести к дестабилизации системы, а ослабление, наоборот, к стабилизации.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми