logo search
основы творческой деятельности журналиста

Профессиональная культура работы с почтой

 

Важность письма как редакционного документа подкрепляется юридическими нормами и постоянно подчеркивается во множестве официальных постановлений, касающихся деятельности СМИ. Работа редакции с письмами начинается со специальных отделов, которые до недавнего времени существовали во всех редакциях. Число сотрудников отдела определяется уровнем издания. Сюда поступает вся почта. Письма вскрываются, прочитываются, определяется их дальнейшая судьба. Объем работы велик:

 

      регистрация и учет поступивших писем,

      отбор и передача части почты отраслевым отделам,

      контроль за сроками работы с письмами всей редакции,

      подготовка писем к печати,

      подготовка сводок о состоянии работы с письмами,

      отправка части писем в сторонние организации для ответа авторам,

      тематический анализ писем.

 

Все начинается с чтения корреспонденции. Делать это желательно сразу же, не давая ей залеживаться, и по каждому письму принимать решение. Часть поступившего заведомо не вызовет значительного резонанса. Это просьбы, жалобы, праздные вопросы, эмоциональные, но неконструктивные отклики на публикации, которые не найдут применения в редакционном производстве. Письма, имеющие актуальный характер и социальное звучание, передаются частично в другие отделы, остальные могут прямо готовиться к опубликованию. Отделяются письма, адресованные лично редактору. Литконсультанту передаются рассказы, стихи, юморески и иные художественные произведения. В особую папку собираются официальные ответы из различных инстанций, деловые отклики на прежние выступления СМИ.

После разбора и первичной оценки писем их берут на учет. Техника обработки зависит от их количества. Там, где их немного, чаще всего ведется журнальная система учета. Это самый старый и неудобный способ. Он затрудняет поиск и анализ почты. Запись данных письма на специальную карточку значительно облегчает работу с ним. Одна карточка прикрепляется к письму и путешествует с ним до завершения его судьбы, а другая остается в отделе для контроля. Существует учет писем на специальных перфокартах. В настоящее время данные вносятся в компьютер.

Редакцию при любой форме учета в первую очередь интересуют следующие данные:

 

      тематика письма,

      кто автор,

      дата поступления,

      адрес,

      куда направлено письмо,

      что сделано.

 

На письме записывается регистрационный номер, после этого оно поступает в отдел.

Корреспонденции, отобранные для публикации, надо умело подать на газетной полосе. Для этого вначале нужно проверить их достоверность. Путаница и искажение фактов, ошибки в написании фамилий, названий, организаций недопустимы. Самой лучшей проверкой является встреча с автором – она помогает снимать множество вопросов. Можно воспользоваться телефоном и почтой, использовать соответствующую справочную литературу. В письмах встречаются неточности по незнанию, но бывают и сознательные искажения сведений для того, чтобы свести счеты. Разобраться в этом обязан сотрудник редакции. Любая ошибка может подорвать доверие читателей.

Публикация почты – показатель культуры журналистского труда. В этом деле следует проявлять изобретательность. Даже самые заурядные письма можно выигрышно использовать в редакционной работе.

Некоторые письма публикуются полностью – отдельно, в подборке или на специальной полосе почты. Так поступают с текстами конкретными, законченными по форме, оригинальными по содержанию. При литературной правке их только слегка шлифуют. Это вполне самостоятельные материалы, которые почти не отличишь от профессиональныхжурналистских. Другая форма использования писем – изложение их в виде обзора. При этом создается новое произведение, в котором творчески перерабатываются тексты разных авторов, посвященных, например, определенной теме. Анализ и оценка материала ведутся под определенным углом зрения. Обзоры позволяют обобщать предложения, советы, отклики. Газета может на своих страницах вести переписку с читателями. В этом случае открыто выражаются взгляды и стремления автора. Такая форма работы применима, если само письмо публиковать не обязательно, а какая-либо ценная мысль заслуживает внимания общественности.

Часть читателей рассматривает прессу как информационный центр, где можно получить справку по любому поводу. Отсюда большое количество в почте писем-вопросов. Некоторые касаются только их автора, но есть и те, что могут заинтересовать многих. К ним относятся, например, проблемы юридического порядка, профессиональной ориентации, работы бытовых служб. В таких случаях бывает полезно привлекать специалистов для организации в газете или в эфире квалифицированных консультаций.

Наконец, письмо может дать повод для журналистского разговора с читателями, интересной командировки, подтолкнуть к злободневной дискуссии. Диалог с читателем обогащает и его самого, и редакцию. Здесь надо заметить, что большинство пишущих как раз и не рассчитывает на публикацию своих обращений к журналистам. Они бывают вполне удовлетворены, если по их сигналу будет проведена хоть какая-нибудь работа.

Письма, присланные в редакцию, не только прочитываются, но и изучаются. Характер почты интересует само издание и издателя.

Некоторые редакции готовят так называемые «закрытые» обзоры для внутреннего пользования. Если участился поток жалоб по определенной теме, для редакции это сигнал. Одно время газета «Комсомольская правда» давала выход таким обзорам на газетные страницы. Под рубрикой «Дословно» публикуется “Служебная записка в редколлегию “КП”», подписанная заведующей отделом писем. Вот как она выглядит, с некоторыми сокращениями:

 

Наиболее пишущими, как видно из сводки писем, сегодня стали студенты. Совсем недавно это только бы радовало, однако радости мало, так как для студенчества настала, судя по всему, пора выживания. Например, в одних суверенных государствах при сдаче экзамена требуется знание государственного языка, а его, как известно, в одночасье не выучишь; в других, чтобы «иностранцам» доучиться, требуется кругленькая сумма. Русскоязычные абитуриенты вообще зависли, как говорится, ни там, ни здесь. Новая волна писем – о насилии ибеспределе в общежитии, бездействии милиции и незащищенности проживающих в них. Вторая многочисленная группа писем – иду опять-таки от сводки – малоимущие. Тут вроде бы и комментировать нечего. Попробуйте почитать письма стариков, где они просят создать для них хосписы с умертвляющими уколами за их же деньги. Много писем из армии, проблемы известны – жилье, пенсии, но главное – как найти и применить себя в новых условиях. Особенно, если ты опять же «иностранец», а к военным, даже бывшим, люди, условно говоря, из ЖЭКа любви не испытывают. Замаячила тема безработицы. Пока это отдельные случаи, однако они показывают, что наши бюро по трудоустройству – фикция. А как жить без средств к существованию?..

Огромна почта о произволе чиновников всех мастей.

Настроения

1.      Неприятие рынка, так как он у многих ассоциируется с нечистоплотностью, преступностью, рэкетом.

2.      Считают недопустимым поворот к капитализму, так как безработица, платные жилье, обучение, медпомощь пугают и отвращают.

3.      Огромна национально-патриотическая почта. Многие, особенно русские, не могут смириться с тем, что живут уже не в супердержаве...

4.      Нарастает почта от самоубийц, в основном от молодых, до 30 лет...

Последнее

В нашей сводке не отражена проблема дефицита лекарств. Но это огромная беда. Просто она переместилась в почту «Дня семьи». И эта цифра зашкаливает – более 20.000[5].

 

Перечисленные нами формы работы с почтой относятся к организационной деятельности журналиста. Она десятилетиями вменялась в его профессиональные обязанности. Однако с начала 1990-х годов во многих изданиях рядом с их выходными данными стали встречаться следующие разъяснения: «В связи с отсутствием возможностей редакция материалы не рецензирует и не возвращает». Можно добавить уточнение: письма не пересылаются для принятия мер, авторы не получают ответа.

Эта новая политика четко была сформулирована газетой «Известия». В статье «У редакции нет денег и сил на бессмысленную переписку» говорилось:

 

Ежегодно редакция получает сотни тысяч писем. В 1989 г. их было 300 тысяч, в 1990 – 200 тысяч, в 1991 –110 тысяч. Каждое из полученных писем редакция обязана была зарегистрировать, направить в отраслевой отдел, в котором и определялась его судьба. Обязательно полагалось ответить автору. Чаще всего в ход шла такназываемая стандартка – готовый ответ на все случаи: «Благодарим за письмо. К сожалению, опубликовать его не можем...» Особый случай – жалобы, а их в почте – большинство. Соответствующие инструкции предписывали направлять их в инстанции для принятия мер. Бюрократическая переписка, в которой состояла едва ли не вся страна, создавала видимость заботы о трудящихся. Мы больше не хотим участвовать в обмане.

Отныне редакция не будет пересылать письма для принятия мер. Не ждите также от нас ответов на письма...

Поступать так нам позволяет недавно принятый Верховным Советом России Закон о средствах массовой информации. В его 43-й статье, в частности, сказано: «Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею письмо, если иное не предусмотрено законом».

Поступать так вынуждают нас и объективные обстоятельства... Редакция сокращает штаты –корреспондентскую сеть в стране и за рубежом, творческие отделы, другие службы. В январе 1991 года в отделе писем «Известий» насчитывалось 70 человек. На январь нынешнего года осталось – вместе с техническими работниками – 17. Поверьте, резали по живому. До предела редакция сокращает и свои почтовые расходы[6].

 

Что касается численности отдела писем «Известий», то уточним: в начале 1999 г. там осталось менее десяти человек.

Стихийный поток обращений в редакцию и организованный самими журналистами отличаются по содержанию. Редакция сознательно акцентирует те вопросы в своих обращениях к читателям, слушателям, телезрителям, которые ей в данный момент необходимы. Особенно это заметно в периоды предвыборных кампаний. Методы организованного выявления мнений давно освоены в СМИ:

 

      обращение к аудитории с вопросами,

      вопросы, принятые по телефону во время передачи,

      анкетирование, рейтинг передач или политических фигур,

      интервьюирование на улице.

 

Это хорошие способы услышать мнение аудитории. К сожалению, далеко не всегда журналисты могут что-нибудь предпринять для помощи людям, когда они в этом нуждаются.