4. Журналистика и общественное мнение.
Общественное мнение как явление социальной действительности
Уолтер Липпман пишет, что О.М. в большой степени зависит от личностных установок человека: «…на поток поступающих извне сообщений влияют уже закрепившиеся образы, предрассудки и предубеждения, которые служат орудием интерпретации и расширения этих сообщений и, в свою очередь, энергично направляют игру воображения и само видение событий».
Общественное мнение употребляется для обозначения суждений больших социальных общностей людей (народа, класса, социальной группы), возникающих в процессе деятельности и общения людей, выражающие их отношение к различным явлениям, процессам, фактам.
Общественное мнение - оценочное суждение, которое выражает определённое отношение к актуальным вопросам социальной жизни, затрагивающим их общие интересы.
Сложившееся общественное мнение - не механическая сумма отдельных мнений, а результат их взаимообмена, взаимообогащения. ОМ – одна из форм массового сознания. Общественное мнение имеет сложную внутреннюю структуру и многоуровневый характер. Оно может проявляться на микроуровне (социальные группы, территориальные общности), на мезоуровне (область, край, республика) и на макроуровне (общество в целом).
О.М. = осознание социальной общностью своих реальных или иллюзорных интересов + умение субъекта оценить объект своего интереса.
Факторы формирования о.м.:
1. О.м. возникает лишь по вопросам, имеющим важное практическое значение, то есть по вопросам, затрагивающим социальные интересы людей.
2. О.м. предполагает различие в оценках и заключает в себе элементы дискуссионности.
3. Необходим определенный уровень компетентности, знаний.
Основные характеристики о.м.:
- направленность мнения, которая отражает общую качественную оценку проблемы (да-нет, за-против);
-интенсивность – является показателем того, какую силу приобретает о.м. независимо от его направленности (полностью - не полностью, согласен - все равно);
- стабильность – означает продолжительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств.
- информационная насыщенность – указывает, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди;
- специальная поддержка – является свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной среде люди.
Функции о.м.:
экспрессивная – о.м. всегда занимает определенную позицию по отношению к различным вопросам общественной жизни. В данной функции о.м. выступает в качестве контролирующей силы и обладает моральной властью.
консультирующая – общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему, и таким образом заставляет соответствующие социальные институты действовать определенным образом в отношении решения неких значимых для общества проблем.
директивная – проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или иным проблемам социальной жизни, которые имеют безусловный характер. Например, изъявление народного мнения при выборах – в данном случае народ не только оказывает степень доверия тому или иному кандидату, но и выражает свое мнение. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.
Общественное мнение и СМИ
С одной стороны, СМИ участвуют в функционировании реальных социальных общностей и институтов: жителей страны или города, работников отрасли или членов общественных организаций. Назовем эту функцию социально- организаторской. С другой стороны, они же (похоже, что в Интернете – в особенности), способны создавать среду для формирования социальных общностей (объединений, идентичностей, солидарностей), существующих только благодаря коммуникациям. Тогда это социально-креативная функция. СМИ могут выступать как фактор формирования о.м. (социально-организаторская, социально-креативная функция СМИ).
СМИ способны оформлять о.м., транслировать его в обобщенном виде, тем самым превращая его в новый социальный институт (креативная функция СМИ). СМИ имеют возможность фокусировать внимание общества на тех проблемах, которые представляют интерес прежде всего для самих СМИ или иных субъектов общественной жизни - здесь явно прослеживаются факты прямой манипуляции о.м.
* * * А вообще, такое понятие как общественное мнение, появилось в нашей стране в 90-е гг. Вместе с демократическим строем. Нельзя сказать, что до тех пор оно вообще не существовало. Нет и не может быть такого общества, где бы этот феномен отсутствовал. Нo его роль и значение в различных общественных системах неоднозначны. Главная характеристика общественного мнения того (совецкого) периода — раздвоенность на официальное и неофициальное. Причем, ни первое, ни второе в силу такой раздвоенности не могло выполнить своего социального предназначения. Официальное — в силу своей независимости, неофициальное — в силу своего «подпольного», никак и никем не признанного существования. Так что мы говорим о явлении, которое, по сути, имеет место быть около 20 лет.
Формирование общественного мнения через СМИ. Методы формирования о.м., способы манипулирования сознанием
В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.
Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.
Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения.
Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массы определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует следующие методы:
Метод дезинформации.
Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью.
Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком.
Метод семантического манипулирования.
Предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.
Метод отвлечения
Используется, когда утаить информацию представляется невозможным. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.
метод дробления (фрагментация)
Заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.
немедленность подачи информации.
Ложное чувство срочности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, так как большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени.
создание резонанса.
Суть метода заключается в том, что используется предрасположенность аудитории остро реагировать на различные расовые, национальные, религиозные ситуации. СМИ манипулирует националистическими стереотипами и негативными установками для провоцирования определенных действий. Так, например, в настоящее время для россиян очень болезненным является кавказский вопрос, который практически ежедневно поднимают СМИ. Сформирован даже некий стереотип “лиц кавказской национальности”, к которым большинство граждан нашей страны относятся с подозрением.
Таким образом, элементы внушения можно “подать” в любое время в “упаковке” с новостями, передачами, фильмами; Эти элементы западают в подсознание человека и заставляют его действовать определенным образом; поскольку взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общество и на каждого человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы хорошо изучены и давно стали “классикой” манипулирования. Эти методы уже настолько “срослись” с деятельностью СМИ, что стали как бы составным компонентом деятельности. В частности, воздействие массовой информации на сознание людей, формирование общественного мнения нередко достигается с помощью стереотипов, мифотворчества и имиджей.
Специфика традиционных и новых каналов СМИ
Про традиционные методы СМИ все написано пунктом выше. Для них характерны вышеперечисленные методы манипулирования и управления массовым сознанием. Кстати, по результатам многочисленных статистических опросов (и в западной части страны, и за Уралом) – наибольшим доверием публики пользуется ТВ!
Новые медиа – это, в первую очередь, блоги, - затем уж всякие твиттеры, соцсети, «народные» сайты новостей. Такие медиа на сегодняшний день составляют значительную конкуренцию СМИ традиционным. Если раньше принято было считать, что Интернет – это поле СВОБОДНОГО и независимого выражения мнений, то сейчас можно убедиться в том, что и здесь не все чисто: приведу конкретную ситуацию, когда и в Интернет-медиа происходила накрутка и попытки манипулирования общественным сознанием. Во время конфликта в Южной Осетии некоторые люди целенаправленно занимались нагнетанием атмосферы вокруг данной темы в интернете и создавали определенный фон подачи информации. В блогосфере была проделана целенаправленная работа людей, которые утром приходили на работу и садились озвучивать определенные взгляды во всех местах, где они видели неспровоцированное обсуждение тематики. Интернет-эксперт Антон Носик, который до недавнего времени руководил сервисами блогов в компании "СУП", отметил: "До введения российских войск в Грузию 80% читателей моего журнала сказали, что в Грузию входить не надо, но 20% сказали, что надо. А в последующие дни эти 20% производили 120% политических комментариев. Каждый человек, который находился при исполнении, он свое мнение высказывал десять раз от десяти разных имен. В результате я в своем собственном журнале получал ощущение, что вообще не осталось никакой точки зрения кроме той, которая существует на Гостелерадио. И это было сделано средствами интернета, это было сделано в свободной конкурентной среде, про которую нам привычно думать, что такого рода манипуляции в ней не возможны".
* * * Влияние интернета на общественное мнение сегодня все возрастает. В России, по самым консервативным оценкам, 25 миллионов пользователей интернета, то есть примерно 90% экономически активного населения страны. * * *
Все большую и большую популярность обретает так называемая «гражданская журналистика» (изначально этот термин был синонимом «журналистики соучастия», а сегодня так называют блоггерство). Блогосфера является важной средой изучения общественного мнения.
Возможности влияния ОМ на деятельность СМИ в рыночных условиях
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ.
Общественное мнение всегда учитывается при «наполнении» любого средства массовой информации – будь то газета или телепередача. Любому человеку приятно, когда его мнение поддерживается – простейшая психология. Нравится => покупается. Мой собственный пример: блог Навального и его сайт «РосПил». http://rospil.info/ - если вдруг кто-то не в курсе! Пишет человек о том, что импонирует большинству (а у нас ведь это вечная тема, что чиновники – сволочи, а народ страдалец), и получает большие рейтинги.
- 1. Глобальное информационное пространство и массово-информационная деятельность.
- 2. Медиасистема и ее свойства.
- 3. Журналистика как социально-политический институт
- 4. Журналистика и общественное мнение.
- 5. Журналистика в информационном обществе: тенденции и прогнозы.
- 6. Типология сми.
- 4. Легитимность.
- 5. Качественная и массовая пресса.
- 7. Газетная и журнальная периодика в системе сми .
- 8. Телевидение в системе сми
- 9. Жанровая структура телевидения в аспекте развлекательности (инфотейнмент, сериалы, ток-шоу, реалити-шоу).
- 10. Сми в пространстве Интернета.
- 11. Организация работы сми в условиях рынка.
- 12. Основные понятия и концепции экономики и управления сми.
- 14. Связи с общественностью: сущность и функции
- 1. Особенности связей с общественностью как профессиональной деятельности
- 2. Характеристики информации, которую структуры по связям с общественностью поставляют обществу.
- Инициированность.
- Функции структур по связям с общественностью.
- 4. Основные социальные контрагенты структур по связям с общественностью (группы общественности).
- 5. Модели pr-деятельности и тенденции их развития.
- Стратегические и тактические цели деятельности структур по связям с общественностью. Средства достижения этих целей.
- 16. Журналистика как род творческой деятельности.
- 18. Журналистика новостей.
- 19. Аналитическая журналистика. Методы и жанры.
- 20. Методы работы журналиста с источниками информации
- 21. Журналистика расследования. Метод включенного наблюдения. «Копатели» от Гюнтера Вальрафа, Уотергейта до наших дней.
- 22. Правовое регулирование деятельности сми.
- 1.Сведения в военной области:
- 2.Сведения в области экономики, науки и техники:
- 3.Сведения в области внешней политики и экономики:
- 4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
- 24. Профессиональная этика как регулятор творческого поведения журналиста
- 25. Сми и проблемы манипулирования массовым сознанием.
- 26. Сми во взаимодействии с аудиторией.