Журналистский текст
Журналистский текст – сложное и разнохарактерное системное знаковое образование. В его образовании участвуют основные «языки» СМИ – шрифтовой текст (письменные знаки, или символы) и иконический (иконические знаки – иллюстрации, клише и проч.). Разумеется, в процессе создания текста участвуют и другие, менее значительные в семантическом плане элементы – украшения, линейки и т.д. Такая большая амплитуда возможных вариантов текстового материала в печатном издании позволяет добиться особенно высокого уровня отражения всех сторон жизни. В этом и заключается уникальность журналистского текста как универсального и максимально эффективного средства коммуникации.
Текст – отдельное самостоятельное, законченное произведение. Он имеет экспозицию (вводку в проблему, мотивировку обращения к данной теме), за которой следует развертывание фабульного действия, затем заключительная часть журналистского текста. Текст должен быть выстроен композиционно.
Журналист вправе выбрать вариант текстовой модели, которая может быть рациональной или эмоциональной в зависимости от того, какой степени воздействия собирается добиться журналист своим материалом. Важно, чтобы текст был релевантным, т.е. соответствовал информационным запросам аудитории и был уместным. Важно также учитывать тезаурус, которым может обладать аудитория. Если язык журналиста и аудитории не совпадает, эффективность текста снижается.
Общие законы композиции (соразмерность составных частей, подчиненность второстепенного главному, гармония между общим и частным) своеобразно преломляются в журналистике как соотношение факта и комментария, факта и идеи, доказательства и вывода, детали и характера, конкретной ситуации и общей проблемы.
В процессе текстопостроения журналист выбирает свою систему презентации аргументов, выстраивает систему логических доказательств. Учитывая особенности восприятия аудитории, журналист моделирует различные тексты – антикульминационные, пирамидальные, кульминационные, кольцевые.
Кольцевое построение предусматривает расположение сильного аргумента в начале текста и примерно такого же по силе – в конце. Пирамидальное уместно в небольших заметках, главный аргумент – в середине публикации. Уместно в небольших по объему публикациях, поскольку сильный аргумент легко замечается читателем.
Антикульминационное (сильные аргументы в начале) оказывается наиболее эффективным в том случае, когда аудитория не очень заинтересована в предмете сообщения. Предъявление ей сильного аргумента помогает привлечь внимание к тексту. Кульминационное (слабый аргумент в начале, далее – по нарастающей) построение предпочтительнее в публикациях, адресованные аудитории, заинтересованной в предмете сообщения (в конце).
В процессе работы над созданием произведения журналист осмысливает действительность, конструирует или воссоздает фрагмент действительности, в которой отражается реальный мир.
Журналистский текст как документальное произведение содержит в себе:
– определенный комплекс достоверных фактов;
– авторский замысел, включающий ориентацию на целевую аудиторию;
– авторскую концепцию (понимание) освещаемого факта или проблемы;
– логическую систему аргументов и выводов;
– определенную композицию и морфологические свойства;
– систему выразительных средств.
В большинстве текстов выделяют следующие композиционные составляющие:
– заголовочный комплекс;
– ввод в проблему (экспозиция);
– лид;
– постановка проблемы, ее фактическое состояние (своего рода «завязка»);
– сопоставление разных взглядов на проблему («кульминация»);
– концовка («развязка»).
Заголовок
Заголовочный комплекс как первичный синтез содержания журналистского произведения объединяет шапки, анонсы, рубрики, названия тематических полос, собственно заголовки, подзаголовки, лиды. Точный и содержательный заголовок, лид, несомненно, требуют от журналиста глубоких профессиональных знаний, творческого дара, мастерства.
Заголовочный комплекс свидетельствует о концепции издания, его направленности и аудитории. Работа над ним – широкое поле творческой деятельности журналиста. Цель заголовка –воздействие. В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие всего текста. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного заголовка люди покупают номер газеты.
Заголовки свидетельствуют:
• о материале, для которого изобретены;
• об авторе, его отношении к факту, положительном или ироническом (в заголовке всегда отражается авторская позиция!);
• об издании и его читателях, с их предпочтениями.
Одна из основных функций зоголовка – номинативная (назывная, сигнальная, информативная). Прочитав заголовок, аудитория сразу должна уяснить, о какой сфере жизни пойдет речь в тексте, к которому он относится (о политике, экономике, спорте, музыке, медицине и т.д.). Очень часто, анализируя ту или иную проблему, журналист выдвигает какую-то важную, с его точки зрения, мысль (идею), что-то утверждает или отрицает. Поэтому в заголовок может отображать главную идею (главный тезис) выступления журналиста.
Заголовок помогает устанавливать связь с аудиторией, выполняя коммуникативную функцию. Он может также нести элементы оценки.
И конечно же, привлекая внимание читателей, заголовок служит некоей рекламой для последующего текста, а также для издания, этот текст продающего. Ведь чтение любого СМИ начинается именно с беглого просмотра заголовков.
В деловой прессе главная задача заголовка – точно передать суть тему проблемы, идеи, о которых идет речь в тексте. Рекламная роль заголовка в данном случае оказывается на втором плане, т.к. аудитория делового издания обладает специфическими особенностями, для нее важна суть дела, а не то, насколько ярко представляет ее заголовок (хотя и это желательно): ведь деловые издания читают по необходимости, а не ради развлечения.
В общественно-политической прессе заголовок должен выполнять две главные задачи – показывать суть, содержания текста и привлекать внимание аудитории. То есть номинативная и рекламная функции заголовка являются одинаково приоритетными. Аудитория общественно-политического издания, как правило, не так однородна, как аудитория делового СМИ, поэтому для привлечения внимания разных групп читателей заголовок должен быть не только точным, но и ярким.
В «желтой прессе» на первое место выходит рекламная функция заголовка: привлечь внимание максимально большого количества самых разных людей – это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке в первую очередь создатели и потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы, некорректно используют понятия, интригуя аудиторию.
Лид
Исследователи выделяют массу разновидностей лидов, используемых в современной журналистике (практически каждый автор, касающийся этой темы, предлагает собственный «список») [подробнее об этом см.: 22; 23].
1. Резюме, краткое изображение события или его результатов.
2. Единичный, вычленяет один важный аспект.
3. Драматический, подчеркивающий остроту ситуации.
4. Аналитический, в котором присутствуют как минимум два противоположных тезиса.
5. Затяжной (очерковый), обычно персонифицирован или основан на случае из жизни.
6. Цитатный, основанный на высказывании определенного лица.
7. Вопросительный, предыстория или абзац-связка, которая связывает факт с тем, что происходит.
8. Ситуационный: предыстория или абзац-связка, которая связывает факты с тем, что происходило ранее.
Тем не менее, все классификации вариантов вводок можно свести к разделению лидов на две группы: в первую войдут информирующие лиды, когда в первом абзаце автор кратко отвечает либо на все три классических вопроса, либо на часть из них; во вторую – начала, опирающиеся на образы, ассоциации и факты, напрямую не связанные с содержанием публикации (это всевозможные «философские», «интригующие» лиды, «анекдоты», «лиды-вопросы» и т.п.).