logo search
информация для учителя

Программы, разработанные авторскими коллективами на базе научно-исследовательских центров и институтов по проблемам художественного образования

Н а базе института Общего и среднего образования (ИОСО) РАО разработана программа "Искусство" (изобразительное искусство и художественная культура) для 1-9 классов. Программа составлена творческим коллективом авторов под руководством Гудилиной С.И.  Авторы программы: Гудилина С.И., Шестакова М.Ф., Пономаренко Е.Н., Черемных Г.В., Королевская Е.Н., Бондаренко Е.А. Программа "Искусство" рекомендована Гуманитарным советом ИОСО РАО и апробируется в нескольких школах. Программа "Искусство" направлена на приобщение учащихся к духовным и художественным ценностям, формирование навыков эстетического восприятия и художественных практических умений. Программа состоит из двух частей: 1-4 классы "Искусство и художественный труд (введение в художественную культуру)"; 5-9 классы "Основы понимания искусства". В начальной школе учащиеся знакомятся с материальной основой художественной культуры, видами и жанрами искусств, средствами выразительности, художественными материалами и инструментами, учатся воспринимать и понимать смысл художественной информации. Обучение в начальных классах является подготовительным этапом для последующего изучения художественной культуры. В 5-9 классах учащиеся знакомятся с яркими и характерными примерами художественного опыта прошлого и настоящего в параллель изучения курса "Истории". В 5 классе изучается художественная культура Древнего мира, в 6 классе - Средневековья, в 7 классе - России (до 19 в.), в 8 классе -  исторические стили и художественные школы 17-19 вв., в 9 классе - искусство конца 19 - 20 вв.

Подробно ознакомиться с данной программой Вы сможете на сайте http://www.art.ioso.ru/index.php Эта единственная программа по изобразительному искусству, представленная в интернете, в рамках которой осуществляется интерактивное общение с учителями.

Р ыловой Л.Б. разработаны принципы построения программы интегративного типа. Принцип пространственно-временного диалога позволяет на примере опыта прошлой культуры увидеть ценности предков и их связь с современностью, проследить параллели в развитии различных видов культур и искусств. Принцип целостности, как совокупности взаимосвязи элементов на основе необходимой и достаточной интеграции. Различные виды искусства должны взаимодополняться, взаимопроникать друг в друга, помогая представить мир искусства целостно, связать его с общей социальной и духовной картиной мира, с личной жизнью ребенка и его окружением. Принцип открытости и художественно-педагогической импровизации предполагает построение процесса обучения через решение художественно-поисковых задач, с учетом личностного проявления отношения учащихся к затрагиваемым проблемам. Принцип модульного ограничения или разумной достаточности. Усвоение всего интеллектуального и духовного опыта невозможно путем наращивания количества информации. Необходимо формировать не энциклопедические знания, а целостное понимания каждой конкретной культуры, связей природы, человека и искусства. Принцип индивидуализации и творческой самореализации. Решение художественно-поисковых задач, использование методов обучения, которые позволяют получать новые знания и опыт не путем пассивной фиксации изучаемой информации, а в ходе творческой деятельности, самовыражения на основе собственного опыта и полученных знаний. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, самостоятельный выбор учащимися видов, форм и способов деятельности. Принцип новой среды. Под новой средой понимаются постоянно меняющиеся требования к образовательному процессу, его содержанию и продукту деятельности. Поэтому программы должны быть гибкими, учитывать инновации, происходящие в обществе, ориентироваться на интересы детей конкретного класса.

На основе принципов составлена программа интегративного типа "Изобразительное искусство и художественная культура" для 5-7 классов с углубленным изучением искусства. Авторы программы Морева О.Л., Юрина Г.В.

Подробнее ознакомиться с данной программой Вы сможете в статье:  Морева О.Л., Юрина Г.В. Изобразительное искусство и художественная культура. Программа для профильного класса школы. // Искусство и образование. Сборник материалов Российской конференции. - Ижевск, Изд-во УдГУ, 1996.- С. 84-90.