Глава 8 Орлова т.Д. Сотрудничество редакции с аудиторией
Адресаты журналистских выступлений
Двусторонняя природа массовой коммуникации
Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс
Профессиональная культура работы с почтой
Организационно-массовая работа с аудиторией
Систематическое общение средств массовой информации с читателями, радиослушателями, телезрителями побуждает граждан выражать свою заинтересованность и проявлять активность в государственных, общественных и частных делах. Отношения редакций с аудиторией отличаются тем, что они охватывают самые широкие слои населения, разных по возрасту и социальным устремлениям людей. Одни сотрудничают со СМИ постоянно, заинтересованно следят за публикациями, передачами, знают авторов, обозревателей, соглашаются или полемизируют с их точкой зрения. Другие обращаются к прессе тогда, когда что-то в окружающей жизни их сильно задело, не оставило равнодушными.
Сотрудничество редакции и аудитории временами бывает бурным и нервным, временами – пассивным и малопродуктивным. Можно ли на этот процесс влиять? Как подхлестнуть обратную связь, сделать ее осознанной и целеустремленной? Журналистские коллективы должны знать методы и приемы управления активностью аудитории. Для этого редакции постоянно вступают с нею в рабочие контакты. Для достижения успеха любого средства массовой информации нужно, чтобы разнообразные методы и приемы применялись одновременно, системно, комплексно.
Каждое журналистское произведение существует в системе отношений журналист – аудитория. Газетный текст, радийный или телевизионный материал создаются журналистом и предназначены аудитории. Однако они могут не дойти по назначению, оставить равнодушными, не быть воспринятыми. Главный посредник между журналистом и аудиторией – текст – может содержать ценные сведения, но потребитель их по каким-либо причинам не примет. Поэтому важно знать, как именно устанавливаются отношения в обозначенной цепочке. Общих представлений о том, каковы ожидания и предпочтения аудитории, примерных прикидок недостаточно. Залог успеха газеты, радио- или телепрограммы – постоянная включенность редакции в заботы и интересы своих читателей, слушателей, зрителей. Для этого требуется специальное изучение, которое дает журналисту возможность добиться высокой результативности труда. Редакции побуждают аудиторию к действиям через словесные, звуковые, изобразительные тексты. Таким образом, предложенная цепочка удлиняется и выглядит так: «журналист – текст – аудитория». Стабильные контакты с аудиторией устанавливаются через тексты журналистских произведений, через редакционные организаторские действия и через авторский актив.
Существует два направления влияния на поток информации, идущей от аудитории. Это, во-первых, прямая организация (целенаправленный заказ материалов, зондирование общественного мнения, журналистские акции и др.) –назовем такую работу организационным методом – и, во-вторых, использование текстов (побуждение к откликам с помощью определенного содержания и формы журналистских материалов) – текстовой метод.
Эти направления тесно связаны между собой. В лучших редакциях они используются в комплексе. Текстовой метод является предметом особого рассмотрения, чему посвящены другие главы нашего учебника. Здесь же мы остановимся на круге вопросов, связанных с организаторской деятельностью как неотъемлемой частью профессиональной практики.
Как и большинство людей творческого труда, корреспондент индивидуально работает над своим произведением (за исключением случаев добровольного соавторства). Но художник и писатель до определенного этапа деятельности полностью свободны, а журналист изначально включен в механизм действия редакционного коллектива. В процессе подготовки выступления он сталкивается с непредусмотренными обстоятельствами и может менять форму подачи материала, его объем, глубину разработки. В этом он независим от редакции. Однако его индивидуальный труд должен соответствовать задачам, стоящим перед данным средством массовой информации, учитывать коллективные, производственные и коммерческие интересы.
С одной стороны, индивидуальное литературное творчество журналиста вполне самодостаточно и самостоятельно. С другой стороны, оно развивается в большом общем информационном поле, тесно увязано с номером газеты, журнала, программой радио, телевидения и зависимо от действий множества людей. Сочетание индивидуальных и коллективных усилий приводит к созданию журналистской продукции. Иными словами, система профессиональных обязанностей журналиста включает в себя множество сознательных действий помимо индивидуального творчества. В первую очередь– это стимулирование и подпитка массового информационного обмена. В отечественной журналистике изучение интересов и ожиданий аудитории давно привлекает к себе внимание науки. Как ведется это изучение, нам и предстоит выяснить.
Массово-информационная деятельность журналистики включает в себя три этапа, на которые указывает исследователь Е.П. Прохоров: «Первый – отражение действительности, второй – создание текста произведения, третий –освоение произведения аудиторией... Характер отражения действительности и организации произведения должен четкосоотноситься со стремлением добиться наилучших результатов в конкретной аудитории»[1]. Ученый справедливо считает заботу об аудитории важнейшим аспектом журналистского творчества.
С начала 1990-х годов отечественные средства массовой информации освободились от цензурных ограничений, от монопольного управления сверху. Это привело к изменению характера изданий. Они стали лучше удовлетворять информационные потребности читателей, так же как радиовещание и телевещание – потребности радиослушателей и телезрителей. Однако они попали в зависимость от коммерческой конкуренции, от политического противостояния, а кое-где и идеологических фильтров. Кардинальная перестройка работы СМИ применительно к мировому рынку привела к неизбежной поляризации массового сознания. Вместо прежней сильной административной зависимости мы сталкиваемся с зависимостью экономической. Ее механизм сокрыт, завуалирован, окружен пресловутой коммерческой тайной. Естественно, что он плохо распознается реальной и потенциальной аудиторией.
В ходе социальных реформ СМИ повсеместно поменяли учредителей. Затем произошло политическое разделение информационных каналов. Значительно возросло количество частных изданий и радиостанций. Газетный рынок, десятилетиями почти не менявшийся, ныне пестрит не только названиями (кстати, часто дублирующими друг друга), разнообразием форматов и объемов, но и количеством печатного товара. На рубеже 1980–90-х годов в России выходило чуть больше 3000 журналов и около 5000 газет, а в 1998 г. было зарегистрировано 27.000 изданий. Значительно более скромный рынок прессы в Беларуси за десять лет увеличился вдвое: в 1998 г. здесь насчитывалось свыше 1000 периодических изданий. Органы государственного управления издают более чем треть этого количества газет и журналов, 135 местных изданий дотируются из бюджетов регионов. Остальные живут за счет частных средств и грантов.
Экономические факторы предопределяют не только выживаемость СМИ, но и характер их деятельности. Политическая или рекламная ангажированность существенно отражается на отношениях редакций с массовой аудиторией, должностными лицами и отдельными гражданами. В условиях новой экономической реальности все СМИ резко сократили затраты на изучение своей аудитории. По этой, в частности, причине снизилось доверие населения к средствам массовой информации. Традиционные для отечественных СМИ методы и формы взаимодействия с гражданами подверглись значительной трансформации и перешли в разряд необязательных – даже в хорошо организованном государственном секторе прессы. Прежде всего, это относится к такому участку деятельности редакции, как работа с письмами. В последнее десятилетие практически исчезли контроль за их судьбой и отчетность о прохождении каждого обращения в редакцию.
Несомненно, на степень внимания к аудитории повлияла государственная политика в области масс медиа. В соответствии с официально принятыми концепциями значительно расширилась свобода публичного выражения мнения. Однако при этом на практике нередко сужается доступ к источникам информации. Вообще говоря, ни самый совершенный закон, ни административная воля не способны окончательно отрегулировать получение оперативных и всеобъемлющих сведений от организаций и должностных лиц. И только журналист в борьбе за своего читателя, за место на информационном рынке не имеет права опускать руки.
- Общество «знание» санкт-петербурга и ленинградской области
- Глава 1 Виноградова с.М. Слагаемые журналистской профессии
- Информационно-коммуникационная деятельность: у истоков мастерства
- Журналистский профессионализм: вехи становления
- Журналистика: призвание, ремесло, профессия
- Журналист: профессиональные особенности личности
- Журналистика: профессия в зеркале модели мира
- Глава 2 Лазутина г.В. Журналистское познание мира
- Особый статус познавательной деятельности журналиста
- Формы и ход познавательного процесса
- Ориентация в информационной среде
- Методы познавательной деятельности
- Итог познавательной стадии
- Глава 3 Лозовский б.Н. Методика сбора информации
- Работа с источниками информации
- Способы получения информации
- Этические нормы в работе с источниками информации
- Глава 4 Мисонжников б.Я. Отражение действительности в тексте
- Журналистский текст и его функции
- Диалектика текста и диалектика отражения мира
- Создание текста – процесс творческий
- Глава 5 Кройчик л.Е. Система журналистских жанров
- Жанр или текст?
- Оперативно-новостные тексты
- Оперативно-исследовательские тексты
- Исследовательско-новостные тексты
- Исследовательские тексты
- Исследовательско-образные тексты
- Глава 6 Корконосенко с.Г. Правовая и этическая культура журналиста
- Право на информацию и обязанности журналистов
- Система права сми в россии
- Информация ограниченного доступа в сми
- Методика применения правовых норм
- Журналистская этика
- Глава 7 Михайлов с.А. Технологический фактор в деятельности журналиста
- Особенности работы в печатных сми
- Особенности труда на радио
- Особенности работы на телевидении
- Особенности работы для информационных агентств
- Особенности труда в компьютерных сетях и базах данных
- Глобальная коммуникация
- Универсальная подготовка к работе в системе сми
- Глава 8 Орлова т.Д. Сотрудничество редакции с аудиторией
- Адресаты журналистских выступлений
- Двусторонняя природа массовой коммуникации
- Формы вовлечения аудитории в журналистский процесс
- Профессиональная культура работы с почтой
- Организационно-массовая работа с аудиторией