Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
Е. П. Прохоров считает жур-ку одним из важнейших инструментов непосредственной демократии. Она потенциально обладает огромными властными возможностями. А где есть информация, там присутствует управление.
Власть- доминирование (чел. груп. орг.) в отношениях с другими, возможность проводить свою волю, воздействуя на «контрагентов» в своих интересах, добиваясь реализации поставленных целей. Суть власти – способность прямым или косвенным путем добиться подчинения людей для реализации задач. Формы осуществления власти – господство, насилие, принуждение, подчинение, влияние, убеждение, побуждение, манипуляция и др.
Эти формы используются ради руководства, организации, контроля.
Власть проявляется в трех различных сферах:
1.Гос. - админ. власть (опирается на законодательство, правовую систему, карающие органы), 2. экономическая власть (деньги, материальное стимулирование, санкции), 3. духовно – идеолгич. власть – осущ. через формирование сознания, ценностных ориентаций, настроения, установок поведения и др.
Основа пирамиды – власти – гос. институты, образующие в демокр. обществе три ветви власти: 1. парламески –президентскую представительную, 2. исполнительную, 3. судебную.
СМИ не обладают ни силой гос. принуждения ни возможностями эконом. давления. Их властные полномочия лежат в дух.-идеолог. сфере. Будучи неофициальной, эта власть осуществляет проникающее давление на все области жизни, притом не менее сильное чем давление эконом. и полит. власти. В силу информационных нужд общества, жур-ка освещает все проблемы и явления всего социума, следственно власть массово-информационного воздействия СМИ распространяется на все структуры и подструктуры общества. Жур-ка с присущими ей иделогич. средствами вмешивается и в различные области управления гос. делами, экономич. жизни общества, и в дела институтов гражданского общества.
Если это так, то логично задаться вопросом, кто дал жур-ке такие широкие «властные полномочия» и чью волю они реализуют, чья это власть?
Исходя из концепции суверенитета народа и народной демократии, неизбежен вывод, что вся совокупность СМИ (независимо от того, кто учредитель и владелец ) - это народная жур-ка, призванная реализовывать власть и волю народа.
Если представительная власть в дем. обществе приобретает легитимность через выборы, то СМИ-власть такой формой легитимности не обладает. Легитимные основания для нее создаются в рамках Государственной информационной политики, через законодательство, на основании которых действует жур-ка. Четвертой властью или инструментом непосредственной демократии жур-ка может стать, если: 1.
Политика трех ветвей власти основана (хотя бы предрасположена) на предоставлении народной жур-ки необходимых прав и свобод при определении необходимых форм ответственности (появление Закона РФ «О СМИ» во время перестройки - переход от тоталитаризма к демократии)
2. Соблюдение принципа равенства представительной власти и властных полномочий жур-ки как института непосредственной демократии (чего нет сейчас).
Поскольку жур-ка не обладает легитимностью как три основные ветви власти, то и само ее определение как четвертой власти весьма условно, она ограничена в рамках законодательства. С другой стороны мера легитимности жур-ки зависти от степени доверия к ней аудитории, проявляющейся в поддержке ее суждений, приговоров, предложений.
Согласно М.Ф. Ненашеву общественные амбиции российских СМИ именоваться четвертой властью проявились на двух этапах:
1ый Этап - перестройки (1986-1991) – переход от закрытого режима к гласности. В это время пресса представляла главную оппозиционную силу и важнейший инструмент разрушения (вот он институ непосред. демократии) устоев советского обществ. строя. Выражением авторитета (считай легитимность.) были гигантские тиражи газет. СМИ из средств обслуживания политэлиты превратились в творцов ее формирования (Сахаров, Собчак, Попов – на политарене появились благодаря СМИ). В этот период реформаторская роль СМИ отражает гражданскую позицию жур-ов.
2ой этап – постсоветский. Рыночные отношения существенно изменили положение СМИ в общ. Хозяева СМИ – олигархи. Возникновение информ. монополий, сосредоточение в руках олигархов контрольных полномочий многих федеральных печатных и электорнных СМИ. Отрицательные последствия – неограниченное полит. и идеолог. влияния на обществ мнение. Сдвиг СМИ в сторону манипулир. общ. сознанием. Пример рейтинг Ельцина накануне выборов - 12%, что не помешало ТВ и политтехнологиям сделать его президентом еще раз.
Ныне – третий этап, он характерен все большим возрастающей регулирующей роли гос-ва в жизнедеятельности СМИ, через которые органы власти определяют правила и нормы поведения. Это не меняет много в жизни рос. общ-ва поскольку интересы общества (граждан) и гос-ва (власти) неоднозначны. Под интересами власти могут стоять интересы отдельных групп как это было при Ельцине.
Единственно верный способ выражения жур-ки в системе власти – служить интересам общества, только общественные, зрительские и читательские СМИ служа обществу смогут противостоять информационному монополизму государства.
- Экзаменационный билет №1
- Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения.
- Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др. Роль м.В.Ломоносова в развитии русской журналистики.
- Экзаменационный билет №2
- Многообразие интересов и потребностей различных социальных групп. Структура массовой информации.
- Мильтон и концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №3
- Информация и дезинформация в журналистике.
- 2 Страшные формы дезинформации: инф война и инф терроризм
- 3) Принцип Контраста
- 7) Создание новости под будущее событие
- Особенности жур текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- Экзаменационный билет №4
- Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- Журналистская деятельность а.С.Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- Экзаменационный билет №5
- Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- 2 Этапа возникновения претензий сми на власть.
- К. Маркс и ф.Энгельс - журналисты. “Новая Рейнская газета”.
- Экзаменационный билет №6
- Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- Система методов журналистского творчества.
- Экзаменационный билет №7
- Цензура и борьба за свободу печати.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-х и 40-х гг. XIX века (“Отечественные записки” и “Современник”). Особая роль литературной критики.
- Экзаменационный билет №8
- Сми и массовая культура.
- Публицистика Великой Французской революции и французская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №9
- Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- Применение опросных материалов в журналистике.
- Экзаменационный билет №10
- Концепция социальной ответственности журналиста.
- М.Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- Экзаменационный билет №11
- Журналистика как институт демократии: представительство в журналистике позиций различных социальных сил. Проблема социального диалога.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №12
- Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- Особенности аналитической журналистики. Общественные отношения как предмет изображения. Факт (совокупность фактов) и комментарий. Цели аналитических текстов.
- Экзаменационный билет №13
- Журналистика и власть: проблемы взаимодействия.
- Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX века (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.), их программы.
- Экзаменационный билет №14
- Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Публицистика периода войны за независимость и американская концепция свободы печати.
- Экзаменационный билет №15
- Деятельность сми и проблемы информационной безопасности.
- Статья как главный аналитический жанр. Особое предназначение статьи. Разновидности статьи: редакционная, передовая, общеисследовательская, практико-аналитическая и полемическая.
- Экзаменационный билет №16
- Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- Развитие газетной периодики на рубеже XIX – XX вв. («Русское слово» и.Д. Сытина - в.М. Дорошевича, «Новое время» а. С. Суворина, «Листки», «Газеты-копейки» и др.).
- Экзаменационный билет №17
- Журналистика и информационное пространство.
- Средства массовой информации Италии.
- Экзаменационный билет №18
- Информационная борьба и “информационные войны”.
- Журналистское расследование: понятие, характеристики жанра. Цели журналистского расследования.
- Экзаменационный билет №19
- Сми и информационное общество.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в годы первой русской революции.
- Экзаменационный билет №20
- Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- Средства массовой информации Франции.
- Экзаменационный билет №21
- Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- Основные концепции жанров периодических изданий. Жанр журналистского произведения. Жанрообразующие факторы в журналистике.
- Экзаменационный билет №22
- Печатные и электронные сми: особенности, отличия, система отношений.
- Ведущие отечественные публицисты 1920-1930-х гг. Специфика сатирической публицистики.
- Экзаменационный билет №23
- Специфика взаимодействия изданий различной политической ориентации в системе сми.
- Средства массовой информации сша.
- Экзаменационный билет №24
- Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.
- Понятия «новость», «информационное сообщение», «оперативное сообщение», «заметка». Информационный повод. Информационное сообщение: понятие, особенности. «Мягкая» и «жесткая» новость.
- Экзаменационный билет №25
- Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журнал как основные виды изданий и динамика их развития в условиях рынка.
- Ведущие публицисты периода Великой Отечественной войны.
- Экзаменационный билет №26
- Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- Средства массовой информации Германии.
- Экзаменационный билет №27
- Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле- радиопрограмм.
- Интервью как произведение и как метод сбора информации. Вопросно-ответная форма как способ изложения. Требования к вопросам интервью.
- Экзаменационный билет №28
- Журнал как вид издания. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- Экзаменационный билет №29
- Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- Средства массовой информации Великобритании.
- Экзаменационный билет №30
- Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества. Журналистика и литература. Авторская или писательская журналистика.
- Экзаменационный билет №31
- Гендерная типологизация сми: издания для женщин, мужчин, детей.
- Журналистика периода «оттепели» (1954-1966): основные темы, проблемы, новые массовой формы работы, ведущие публицисты.
- Экзаменационный билет №32
- Интерактивная журналистика на современном этапе.
- Типология западной журналистики.
- Экзаменационный билет №33
- Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- Заметка: понятие, особенности. Корреспонденция как жанр. Способ изображения в информационной корреспонденции.
- Экзаменационный билет №34
- Рынок массовой информации. Его формирование, развитие и пути оптимизации.
- Отечественная журналистика в условиях гласности и плюрализма мнений (1985-1990): основные темы, проблемы, формы работы, система сми, ведущие публицисты
- Экзаменационный билет №35
- Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- «La Gazette» и авторитарная концепция печати.
- Экзаменационный билет №36
- Паблик рилейшнз: сущность и функции. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- Отчёт как жанр. Предмет изображения в отчёте. Задачи автора отчёта. Особенности языка информационного отчёта.
- Экзаменационный билет №37
- Современное законодательство России о сми.
- Партийная печать в 1917 году (консервативная, либеральная, социалистическая).
- Экзаменационный билет №38
- Права и ответственность журналиста.
- Глава V. Права и обязанности журналиста
- Современные зарубежные теории журналистики.
- 1. Авторитарная теория
- 2. Либертарианская теория
- 3. Теория социальной ответственности (тсо)
- 4. Советская коммунистическая теория (скт)
- Экзаменационный билет №39
- Профессиональная этика журналиста.
- Письма граждан как важный источник информации. Связь с читательской аудиторией.
- Экзаменационный билет №40
- Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- Средства массовой информации конца 20-30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- Экзаменационный билет №41
- Проблемы журналистской деонтологии.
- Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы хх в.
- Экзаменационный билет №42
- Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных.
- Постсоветская журналистика в условиях суверенитета России. Обновление типологии печатных сми. Переход к рыночной экономике и журналистика (1991-2000 гг.).
- Экзаменационный билет №43
- Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- Обозрение: понятие, характеристики. Обобщения и факты в обозрении. Специфика обзора сми.
- Тематический обзор. Публикации из различных изданий, теле- и радиопередач. ЦелЬ - представить полную картину события, разные оценки, мнения, позиции.
- Проблемы доступа журналиста к информации.
- Очерк как жанр художественной публицистики. Действенность очерка. Очерк в наши дни. Публицистическая сила очерка.
- Экзаменационный билет №45
- Формы манипулятивного воздействия и борьба с ними.
- Житейская история и легенда. Эпиграф: понятие, характеристики. Эпитафия: понятие, характеристики. Развлекательные тексты на страницах периодики