logo
Анализ общественно-политического журнала "Югра" за 2003-2005 гг.

1.2 Методы и технологии воздействия на целевую аудиторию в общественно-политической журналистике

На нынешнем этапе развития журналистики общественно-политическая пресса не относится к числу самых рейтинговых публикаций, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории как ни какие другие. Для достижения этой цели часто используются способы манипулятивного воздействия целевую аудиторию.

Определим типы воздействия, выделенные коллективом авторов во главе с Л.В. Матвеевой при изучении журналисткой коммуникации: Цит. по Основы творческой деятельности журналиста. / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Питер, 2012. - С. 89.

1) Вторжение - тип активного воздействия на аудиторию без учета того, насколько он готов к восприятию информации. Данный тип воздействия характерен для ситуации отсутствия информации о характере и установках аудитории.

2) Уход - тип воздействия, характеризующийся взаимной отчужденностью коммуникатора и аудитории: читатель не пытается понять автора публикации, который в свою очередь не спешит проникнуть в душу аудитории.

3) Самораскрытие - тип воздействия, характеризующийся активным самовыражением коммуникатора, чья позиция адресуется читателю, но не как другому, а скорее как самому себе. В результате такого авторского монолога читатель отстранен.

4) Вовлечение - тип воздействия, предполагающий единство коммуникатора и зрителя, т.е. их соучастие, содействие и сотворчество, единый темп деятельности, единое переживание прошлого, настоящего и будущего.

Эти типы воздействия могут быть обнаружены при рассмотрении любых форм массово-коммуникативного воздействия. Три первых типа воздействия носят типичный для массовых коммуникаций субъектно-объектный характер. Четвертый тип является особенным: имея, по сути, тот же субъектно-объектный характер, направленный на массовую аудиторию с целью изменения ее установок и последующего поведения, по форме он выступает как субъектно-субъектное воздействие, которым характеризуется общение, по сути своей исключающее однонаправленность и манипулирование и предполагающее совместную выработку сторонами единых духовных значений.

Общение предполагает диалог, при котором одинаково значимы позиции обеих сторон. Стремясь построить акт коммуникации, «выдав» его за межличностное общение, коммуникатор стремится к тому, чтобы реципиент раскрылся и включился в выработку новых духовных значений, при этом утрачивая прежние. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. - СПб.: Альфа, 2007. - С. 84. Вовлечение, взятое со стороны результатов воздействия, является самым эффективным его типом, так как видимость диалога и близости коммуникатора проблемам и установкам аудитории позволяет снизить или устранить барьер сопротивления воздействию, возникающий у людей при ощущении принудительного воздействия на них.

Не последнюю роль в этом процессе играют личные качества коммуникатора, позволяющие ему налаживать необходимый контакт с аудиторией, казаться «своим», его творческие способности (это очень важно при создании печатных текстов), особенности голоса (в коммуникации по радио это часто имеет решающее значение, так как является единственным способом установления эмоционального контакта), а также внешность, манеры и другие имиджевые характеристики коммуникатора. Стюфляева М.И. Технология создания журналистского произведения. - М.: Просвещение, 2009. - С. 127.

Науменко Т.В. выделяет понятия заражения, внушение и подражание как основные способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в общественно-политической журналистике и дает следующие определения этих понятий:

1) Заражения можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение возникает как следствие некритического усвоения образцов чужого поведения или мнения и усиливается за счет эмоционального взаимодействия массового характера.

2) Внушение как способ целенаправленного стимулирования сферы подсознания индивида, приводящий к изменению его поведения по заранее заданной программе.

3) Подражание как воспроизведение индивидом особенностей поведения других индивидов. Цит. по Арнаудов М. Психология литературного творчества. 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Инфра - М, 2010. - С. 63.

Кузин В.И. в пособии «Психологическая культура журналиста» останавливает внимание на наиболее употребляемых в современных СМИ способах воздействия на аудиторию в общественно-политической журналистике:

- манипулирование,

- мифологизация,

- стереотипизация сознания,

- идентификация,

- имиджмейкерство,

- клипмейкерство,

- убеждающее комментирование. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. - СПб.: Альфа, 2007. - С. 124.

Дзялошинский И.М. выделяет несколько иные технологии воздействия на аудиторию, существующие в арсенале современных общественно-политических СМИ: Цит. по Бухарцев Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. - Свердловск, 2005. - С. 98.

1) технологии информационного насилия (угрозы, шантаж, накачка информационным шумом и т.п.);

2) технологии духовного насилия (внушение, гипноз, нейролингвистическое программирование, психологические войны);

3) убеждающие технологии;

4) манипулятивные технологии;

5) диалогические технологии.

Таким образом, специфика общественно-политической журналистики заключается в ее нацеленности на доказательное изложение идеи и отстаивание авторской позиции. Новость передается через систему мнений, ожидаемых читателем, для чего используется ряд перечисленных методов и технологий.