logo
Анализ ситуации на российском книжном рынке по данным федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершившийся 2010 г. является знаковым периодом нашего времени. Во-первых, этот год завершает первое десятилетие нового века, и, судя по всему, несмотря на кризисную ситуацию, именно в этот период мировое книгоиздание добилось самых высоких темпов развития за всю историю книгопечатания. Действительно, если за 50 предыдущих лет (1950-2000 гг.) выпуск книг и брошюр в мире вырос на 1 млн названий (1950 г. - 250 тыс. названий, 2000 г. - 1250 тыс. названий), то только за первое десятилетие XXI века он увеличился еще чуть ли не вдвое. Это безусловное свидетельство того, что ресурс традиционного книгоиздания пока еще достаточно велик и надежен, хотя электронное книгоиздание в последние годы также продемонстрировало свой растущий потенциал. Во-вторых, в 2010 г. исполнилось 20 лет постсоветскому российскому книгоизданию, новой издательской системе, начало которой было положено в июне 1990 года принятием известного Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации». За истекшие два десятилетия в России сформировалась новая многоукладная система книгоиздания, основанная на демократических началах, рыночной экономике, современных информационных технологиях и активном участии в глобальном издательском процессе. Есть все основания считать, что эта система даст возможность успешно преодолеть те трудности, которые возникли в связи с кризисом, и придаст новые импульсы успешному развитию в будущем. Среди основных тенденций развития книжного рынка России в 2011 году можно выделить следующие.