logo
Ответы ГОС 2013

81.Типология сетевых сми. Мультимедийные формы контента.

Типологии сетевых изданий, то этот вопрос по праву можно считать еще более сложным, нежели типология изданий печатных, по той простой причине, что если рынок печатных СМИ в нашей стране уже фактически сформировался, то сетевые СМИ еще находятся на этапе становления и самоопределения, что диктует рынку сетевых изданий известную нестабильность, изменчивость и неопределенность, которые усугубляются в том числе и таким фактором, как отсутствие четких юридических норм, регулирующих взаимоотношения различного уровня в сетевом пространстве. Так, например, для создания отчетливой типологии необходимо иметь сформулированное на законодательном уровне определение сетевого СМИ и четко прописанные нормы его регистрации, распространения, контроля и т.д. Кроме того, специфические качества сетевых СМИ не позволяют типологизировать их по тем признакам и критериям, которые традиционно применяются в типологизации печатной прессы.

Тем не менее, количество сетевых изданий в русскоязычном сегменте Интернета настолько велико, а деятельность их настолько масштабна и разнообразна, что это позволяет выявить некоторые закономерности и определенным образом классифицировать эти издания с точки зрения формы, содержания, доступности и прочих критериев.

СМИ электронные: функционируют исключительно в среде Интернета - сетевые электронные или веб-издания (gazeta.ru, zhurnal.ru, Лента.Ру). Новостная лента охватывает широкий спектр тем. Газета.Ru - настоящая газета в Интернете, важнейшие политические, спортивные и экономические новости 24 ч. в сутки. Даты: 1995г-расцвет мира WWW, всемирная паутина, 94г - ДР домена РУ, 91г - Рамблер, 97 - Яндекс.

Костыгова Ю.В. (С-П государственный университет, ФЖ) выделяет следующую типологию:

  1. электронные версии печатных изданий и собственно сетевые СМИ

Электронная версия может представлять собой фактическую копию печатного издания и обновляться по мере выхода каждого нового печатного номера, а может сохранять лишь название и тематическую направленность печатного издания, но быть при этом самостоятельным средством массовой информации. Сетевые СМИ — это те издания, которые не имеют печатной версии и выходят только в Сети. В данном случае следует говорить не об отдельном типе, а о совокупности всех изданий различных типов и видов, представленных в русскоязычном сегменте Интернета.

  1. по степени профессиональности выпускающего — профессиональные и любительские

  2. по доступности для читателей — общедоступные издания и издания с ограниченным доступом.

  3. по характеру аудитории — общие и специализированные.

Закон “О средствах массовой информации” трактует понятие СМИ следующим образом: “под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила”. В практическом же смысле, при определении характера издания, под термином “специализированное” подразумевается издание для отдельного сегмента аудитории, выделяющегося по определенному признаку, например, по профессиональной принадлежности.

  1. по характеру публикуемой информации — новостные, информационные, аналитические и смешанные.

Печатные СМИ, в зависимости от их основных качественных и функциональных характеристик, принято делить на аналитическую прессу, или прессу мнений (элитарную), и информационную прессу, или популярную (массовую). Однако к сетевым СМИ подобное деление, вероятно, неприменимо в силу того, что в Интернете информация и, в частности, новости, обретают особый статус, создавая качественно новые издания и целые типы изданий, такие, например, как новостные ленты и т.д. и т.п.

  1. по частоте обновления — регулярно обновляемые, нерегулярно обновляемые и обновляемые по мере поступления информации.

Регулярно обновляемые — СМИ с четко указан. период обновления.

Нерегулярно обновляемые СМИ — это издания, не имеющие строгой “периодичности”.

Отдельный вид сетевых изданий — обновляемые по мере поступления информации. Наглядным примером таких изданий служат вышеупомянутые ленты новостей — они могут обновляться с периодичностью от нескольких минут до нескольких часов.

  1. по методу распространения информации и форме организации — на сайты (веб-ресурс), рассылки (рассылаемые по электронной почте) и смешанные издания.

Сайты — сетевые средства массовой информации, организованные в форме веб-странички, доступной для пользователя при помощи определенного браузера.

Рассылка — метод распространения информации, заключающийся в “доставке” сетевой прессы на электронный почтовый ящик адресата; совокупность информации, доставляемой на электронный адрес пользователя. Кроме того, наиболее распространенной и эффективной является смешанная форма распространения информации.

  1. по методам работы с информацией — на контентосоздающие и контентопотребляющие.

Контентосоздающие — такие сетевые СМИ, которые самостоятельно (от информационных агентств, внешних источников, авторов, корреспондентов) получают первичную информацию, которую в дальнейшем обрабатывают и предлагают читателям.

Контентопотребляющие — такие сетевые СМИ, которые, не имея собственных источников первичной информации, получают ее от средств массовой информации первого типа или других СМИ (несетевых) и предлагают своим читателям в соответствующей форме (дайджест, подборка новостей и т.п.) со ссылкой на первоисточник.

*Естественно, в общем ряду сетевых СМИ встречаются и издания смешанного типа, которые наряду с самостоятельным созданием информационного наполнения используют и материалы других СМИ.

  1. по формальным, функциональным, стилевым признакам, характеру отображения и социальной ориентации — на качественные (элитарные), массовые (популярные) и смешанные (качественно-массовые).

Клас-ция сетевых изданий по Ивану Фед. Давыдову:

1. традиционные СМИ: собственно сетевые издания, сетевые версии традиционных СМИ.

2. по содержанию: новостные, комментарийные, смешанные; авторские, редакционные;

3. по х-ру: политематические («Лента.ру», «Утро.ру», «Амик»), узкоспециализированные («За рулем», «Мир новости»),

4. по региону распространения: транснациональные ИА «Франс пресс», «Анса», ИТАРТАСС; национальные («Российская газета», «Лента.ру», «Газета.ру»), региональные («СК», «АП», «Амик», «Алтапресс.ру», «Атмосфера»), местные или локальная пресса («Змеиногорский вестник», «Бийский рабочий», «Наш Новоалтайск»).

5. По охвату территории: нет рамок, открыта для всех, индивидуальные особенности учтены, идет персонализированный подход. Открытость и демократичность, оперативность и интерактивность (увеличение скорости передачи информации и диалоговый режим ее потребления), а так же мультимедийность (сочетание текста, аудио и видео ряда).

Мультимедийные формы контента.

Стараясь удержать в поле своего влияния современного читателя, СМИ разрабатывают новые стратегии, способы подачи информации. Большое внимание уделяется новым технологиям.

Появляется такое явление, как мультимедиа – новое универсальное средство массовой информации, построенное по принципам конвергенции и сочетающее качества и возможности газеты, журнала, телевидения, радио и сетевого издания. Читатель в любой момент может получить в зависимости от его желания, интереса и потребности информацию разного формата, текст и изображение в любой форме – печатной, визуальной или звуковой.

Большой энциклопедический словарь определяет понятие мультимедиа как «электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)»

Мультимедийная журналистика позволяет людям получать информацию так, как им удобно.мультимедийность – это когда «в нужное время, на нужном носителе, именно то, что нужно этому человеку». Мультимедийный информационный пакет может включать в себя текст, аудио- и видеофайлы, фотографии, слайдшоу, инфографику, интерактивные формы (голосования, формы обратной связи, рейтинги, оценки, флеш-игры). Движущая сила мультимедийного пакета - смысл сообщения. Стоит отметить, что мультимедиа подразумевают и особенности языка: он состоит в сочетании различных языков, специфичных для других СМИ (речь, письменный язык, изображение). На медиаплатформе они взаимодействуют, дополняя друг друга, создавая единый контент.

Понятие «контент», характерное для терминологического аппарата именно новых СМИ, в последнее время все чаще выступает синонимом содержания (от англ. content – содержание).

Е. Л. Вартанова определяет понятие контент как «текст, звук, зрительные образы или совокупность мультимедийных данных, представленных в аналоговом или цифровом формате на разнообразных носителях»

Эти направления во многом обусловлены возможностями сети Интернет, которая предоставила онлайновой составляющей мультимедийной редакции новые возможности.

А.А. Калмыков и Л.А. Коханова в работе «Интернет-журналистика» выделяют ряд преимуществ, отвечающих современным тенденциям развития журналистики:

  1. Персональный подход. Появилась возможность учитывать потребности и привычки конкретного читателя и/или группы читателей.

  2. Инфоцентричность. Встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности информации допускает при участии читателя практически любой степени детализации изложения, не загружая ненужными деталями основное изложение.

  3. Мгновенность. Схематично сеть интернет можно представить себе как центральную часть, скорость передачи информации в которой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи информации в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.

  4. Измеримость. Сеть обладает инструментами (например, счетчики посещений), позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Элементы медиамаркетинга, таким образом, оказываются автоматически встроенными в саму систему со всеми вытекающими отсюда последствиями. Простой подсчет щелчков пользователей на рекламных материалах позволяет (приблизительно и даже с определенной точностью) определить, какой материал вызвал интерес, а какой – нет.

  5. Гибкость. Позволяет излагать материал самым замысловатым образом и быстро его обновлять, дает возможность посетителям самим участвовать в построении страницы, поддерживая таким образом у них постоянный интерес.

Журналист мультимедийной редакции имеет практически большие возможности раскрытия события. Каждому слову можно придать ту форму, тот образ, в котором оно будет эффективнее выполнять поставленные задачи. Журналист может учитывать специфику издания, потребности и возможности восприятия аудитории, ее интересы. Кроме того, каждое событие может получить развитие на платформе мультимедиа.

Американский журналист Пол Брэдшоу в своей работе «СМИ 21 века» предложил следующий «путь» движения новости:

1. Молния. Как только журналист или редактор узнаёт о каком-то событии, редакция выдаёт короткое сообщение-молнию. Например, с мобильного телефона или через ноутбук с беспроводным доступом в интернет. Такая практика поможет повысить профессиональную репутацию издания. Это привлекает читателей.

2. Набросок. Такой формат не пригоден для печати или выхода в эфир, но подходит для блога. В поддержку только что вышедшей молнии следует указать в наброске первые имена, места, детали и обозначившиеся источники. Обновлять набросок стоит по мере поступления новых деталей. Задача наброска – удержать на сайте тех, кого привлекла молния. В идеале набросок должен привлекать комментаторов и свидетелей, которые могут добавлять свои детали, указывать на ошибки и предлагать свои заголовки.

3. Статья / Выпуск. На этом этапе набросок превращается в полноценный материал, который может быть опубликован на сайте, напечатан в текущем номере газеты, пущен в эфир и т.д. Расписание выхода в печать или эфир определяется согласно практике конкретного СМИ.

4. Контекст / Подборка. В информационном поле Интернета журналисты не ограничены размером листа бумаги и временем эфира, поэтому следует как можно быстрее выдать максимум информации по теме. И обязательно ответить на интересующие читателя вопросы:

– сколько раз это происходило раньше,

– где посмотреть предыдущие статьи по этой теме,

– где найти дополнительную информацию об этом человеке или организации,

– куда обратиться за помощью.

Самая главная роль в контекстах и подборках принадлежит гиперссылкам. Следует ставить ссылки на все, что поможет читателям – на архив ваших собственных публикаций и на чужие сайты.

5. Анализ / Оценка. Онлайновое издание может начать сбор самых первых комментариев блогосферы, в том числе и комментариев, оставленных на собственном форуме издания. Особенно нужно обратить внимание на реакцию участников событий и тех, кого оно коснулось. Многие оставят запись о своих впечатлениях в личном блоге, а для организации дискуссии лучше использовать подкаст.

6. Интерактивность. Интерактивность требует подготовки и затрат, но при этом позволяет задействовать и информировать пользователя наилучшим образом. Кроме того, она помогает создавать маловостребованные ресурсы согласно теории длинного хвоста, которые обеспечивают повторные визиты на сайт в долгосрочной перспективе. Подготовка интерактивных flash-приложений займёт несколько дней, но позволит совместить гипертекст, видео, аудио, анимацию и базы данных.

7. Удобство. Последний этап должен быть автоматическим. Пользователь должен иметь возможность настроить информацию под себя. В простейшем случае нужно дать ему возможность подписаться по электронной почте, RSS, SMS получать извещения об обновлении данной темы, новых комментариях и т.п. Более продвинутые сервисы могут предлагать рекомендации других пользователей. Здесь завершается процесс производства, который на данном этапе объединяет метки пользователей, позволяет скачивать данные для использования за пределами сайта и т.п.

При данной системе обработки новости учитывается улучшение скорости и качества подачи информации.