2. Методы литературного редактирования.
Для разработки методов литературного редактирования принципиальное значение имеет типология литературы. Система типологических признаков, в которых проявляется специфика каждого из видов литературы, служит редактору ориентиром при оценке и анализе конкретного произведения.
Редакторский анализ включает членение произведения на составные структурные части, выделяет отдельные смысловые единицы и вместе с тем синтезирует текст для того, чтобы не утратить целостного восприятия. В процессе чтения он следит за развитием основной идеи, мысли автора, определяет соотношение главного и второстепенного в его содержании, устанавливает логическую связь, последовательность изложения. Одновременно он оценивает степень обоснованности авторской мысли или концепции, достоверности фактического материала, точности определений и формулировок, аргументированности выводов. Редактор, вычленив авторскую мысль, уяснив ее суть и определив степень истинности, обязан одновременно установить, насколько удачно эта мысль выражена, какие лексические, грамматические, стилистические формы и средства использованы автором для ее изложения (с учетом доступности для будущего читателя). Неясность, неточность содержания, как правило, ведет к неясности, неточности, а порой и к неоправданной усложненности содержания. Свою аналитическую работу редактор, как правило, завершает написанием издательской рецензии, в которой дает четкий ответ: принимать или не принимать рукопись к изданию?
Автор произведения, если он согласен с рецензентом, вносит необходимые исправления в рукопись, дорабатывает ее в указанный редактором срок и вновь представляет редактору. Редактор проверяет, в какой мере замечание, предложения и выводы рецензента учтены автором в процессе доработки рукописи, а в случае необходимости может повторно направить ему рукопись. И только убедившись в том, что автор сделал все, что мог, для улучшения своего произведения, редактор приступает к правке авторского текста.
Метод правки как процесс предотвращения смысловых ошибок может быть показан схематично. Все смысловые ошибки можно классифицировать следующим образом: фактические, логические, вызванные неточным словоупотреблением, нарушением грамматических и стилистических норм. Фактические ошибки проявляются в недостоверности, бедности фактического материала, перенасыщенности однотиповыми фактическими примерами, повторами, ошибками в толковании фактов. Виды фактического материала: собственные имена, отчества, фамилии, псевдонимы, прозвища, клички, наименования учреждений, организаций, партий, предприятий, фирм, трестов, должности, звания, титулы, наименования астрономические, географические и административно-территориальные и т.п. Редактор занимается проверкой фактического материала.
Причины логических ошибок связаны с проблемой плана изложения материала (может произойти его смешение), утверждение взаимоисключающих понятий, неверного установления причинных связей.
Знание логики всегда вменялось в обязанность пишущим. Почетное место занимали рекомендации из области этой науки в "Риторике" М.В. Ломоносова. Старинные руководства по риторике и теории словесности утверждали, что без знания логики сочинение ваше не будет иметь связного течения мыслей, и мы не в состоянии будем различить с точностью истины от заблуждения. В результате сближения логических и синтаксических критериев оценки текста возникло понятие "логико-стилистические ошибки".
Классической логикой сформулированы четыре основных закона правильного мышления.
Первый закон логического мышления - закон тождества. Он гласит: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание.
Предмет нашего рассуждения не должен меняться произвольно в ходе рассуждения, понятие не должно подмениваться и смешиваться с другими. Это предпосылка определенности мышления.
Нарушение первого закона влечет за собой подмену понятий при рассуждении, может быть причиной неточности терминологии, делает рассуждение расплывчатым, неконкретным.
Второй закон логического мышления называется законом противоречия. Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Этот закон известен еще со времен Аристотеля, сформулировавшего его так: невозможно, чтобы противоположные утверждения были вместе истинными. Причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, недостаточная осведомленность, наконец, разного рода субъективные причины. Знание закона противоречия нужно редактору не только для оценки чужого материала. Требуя от автора непротиворечивости суждений, он в своих рекомендациях должен строго следовать этому закону, помня о том, что всякий анализ не допускает логической противоречивости.
Третий закон логического мышления - закон исключенного третьего: из двух противоречащих высказываний в одно и то же время, в одном и том же отношении одно непременно истинно. Третьего не дано. Аристотель формулировал этот закон так: не может быть ничего посредине между двумя противоречащими суждениями.
Третий закон обеспечивает связность, непротиворечивость мысли, служит основанием для выбора истинного суждения.
Четвертый закон логического мышления - закон достаточного основания - требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.
В любом рассуждении мысли должны быть внутренне связаны друг с другом.
Методика редакторской правки литературного текста уже сложилась и используется, независимо от компьютерных технологий. В редакторской практике различают следующие виды правки: правку-вычитку, правку-сокращение, правку-обработку и правку-переделку.
Правка-вычитка предполагает сличение текста с источником, заслуживающим абсолютного доверия, устранение технических погрешностей и в случае необходимости выбор орфографии, транскрипции.
Правка-сокращение направлена на достижение возможной в данных условиях краткости изложения без ущерба для содержания.
Правка-обработка представляет собой комплексный процесс, при котором устраняются погрешности в композиции, уточняются фактические данные, исправляются логические ошибки, стилистические и грамматические недочеты.
Правка-переделка применяется при подготовке к печати рукописей авторов, плохо владеющих литературными навыками. Здесь необходимо сохранить не только мысли автора, но и некоторые особенности его индивидуального стиля.
Многообразие задач и функций редактирования, осуществляемого в практике современной журналистики, издательского дела, ТВ, кино, радио, обусловило необходимость различать несколько видов самого редактирования, кроме литературного, художественного, технического и т.д.
Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов - исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики. Литературный работник телевидения имеет дело не только со словом, но и с экраном, а потому в первую очередь заботится о драматургии телевизионного зрелища.
Телевизионный редактор - это не только литературный работник, но прежде всего организатор "добычи" и оформления экранной "картинки" -визуальной информации во всем ее многообразии. И если сообщения ИТАР ТАСС в "Вестях" на протяжении месяца сопровождаются одними и теми же кадрами, это свидетельствует о слабости именно редакторской службы на телевидении, об ориентированности вчерашних газетчиков на слово. Если новости подкрепляются заведомо старыми кадрами, значит, телесообщение "раздокументируется". Совершенно недопустимо, чтобы сводки новостей (в "видеообзорах") походили на монтаж старой кинохроники. Редактор, подменяющий факт не имеющим даты образом, просто "подходящей картинкой", не понимает истинной специфики телевизионной журналистики,
3. Деятельность репортера (корреспондента) связана с методами получения эмпирических данных. Это способы проникновения журналистики в реальную жизнь. Репортер (корреспондент) - беспристрастный и точный посредник между аудиторией и реальностью.
Суть профессионального мастерства репортера сводится к трем компонентам: 1) оказаться вместе со съемочной техникой там и тогда, где и когда происходит нечто интересное, общезначимое; 2) выбрать, зафиксировать, выстроить текст, который бы дал яркое представление о происходящем; 3) сопроводить текст (вербальный, визуальный) лаконичным рассказом, вскрывающим суть видимых событий.
Для газетчика важно знание возможностей газеты, для тележурналиста необходимо знание возможностей камеры и полное взаимопонимание с оператором, владеющим средством экранной выразительности.
Во имя чего отбирается материал, для кого предназначается внутренняя позиция репортера по отношению к происходящему? Требование объективности вовсе не означает отказа от каких-либо эмоций. Хорошее начало вызовет интерес предполагаемой аудитории, благодаря хорошей концовке материал останется в памяти. Остроумная, оригинальная фраза значит не меньше, чем оригинальный кадр или фотография.
Отечественное телевидение использует два различных метода работы в телехронике. Первый: сначала пишется текст сюжета, и этот текст служит руководством для съемок соответствующих кадров, а затем репортер начитывает его на видеоленту перед началом монтажа изображения; монтаж осуществляется четко под фразы журналиста. Второй метод: сначала делается монтаж изображения, исходя из логики самой "картинки", под приблизительный план репортера, а затем пишется и наговаривается текст. Первый метод позволяет работать быстрее, поэтому он чаще используется в телехронике. Второй - ближе к кинематографу с его традиционным предпочтением зрения слуху. Так работают при создании крупных передач, документальных фильмов. Всякий раз надо стремиться к тому, чтобы в тележурналистике львиная доля информации телесюжета содержалась в изображении. И тут нам пригодится еще одно классическое правило, выведенное Горацием: "передавать в рассказе лишь то, что не может быть показано".
4. Методы комментирования в журналистике являются производными от методов интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов. Основной закон журналистики на Западе содержится в сакраментальной фразе: "Факт священен, комментарий волен". Комментарий - это точка зрения на факты, но не сами факты. В роли комментатора выступает опытный журналист, владеющий историей вопроса, специализирующийся на данной теме, имеющий моральное право выступать с прогнозами и оценками. Задача комментария - поставить только что сообщенный в новостях факт в определенный историко-политический контекст. Читателей и зрителей убеждает логика, темперамент, некоторая дистанция по отношению к материалу.
Телекомментатор обычно полностью пишет для себя текст предстоящего выступления, придерживаясь стиля устной речи. Об этом тексте зритель не должен догадываться: выступление выглядит как импровизация.
Обозреватель на ТВ - это специалист в какой-либо области, который ведет персональную передачу, высказывая личные суждения, вскрывая смысл показываемых видеофрагментов, беседуя с гостями студии. Обозреватель отличается от комментатора, во-первых, умением создавать сценарий сложной передачи "журнального" типа и вести общение в студии. Во-вторых, обозреватель старается быть выше политических пристрастий в отличие от политически ангажированного комментатора. Он скорее энциклопедист, чем пропагандист и агитатор. Но работа имеет много общего: тот и другой существуют на экране ради их взглядов, суждений, эрудиции. Их личность знакома и интересна зрителю.
5. Методика интервьюирования является частным случаем метода получения эмпирических данных в журналистике. Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации журналиста и респондента, на прямом социальном взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода. Личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также мотивов отдельных ответов собеседника. Журналист не просто получает информацию, как при использовании других методов, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло. Непосредственный контакт опрашиваемого и журналиста требует от последнего определенных качеств личности, умения завоевывать доверие человека, с которым он ведет беседу.
Разумеется, журналист заранее готовит вопросы, которые будут поставлены, и их содержание, очередность и формулировка определяются ситуацией интервью, зависят от задающего вопросы, который придерживается предварительно определенной схемы.
Интервьюер - самостоятельная журналистская специализация, хотя нет журналиста, который не занимался бы интервьюированием. Любой репортер обязательно задает вопросы. Однако большое портретное или проблемное интервью качественно отличается от репортерского, информационного. Информационное интервью бывает кратким и "по делу": психологические характеристики собеседника играют лишь второстепенную роль. В портретном интервью именно психология выходит на первый план. А в проблемном собеседник подчас ставится в сложное положение , интервьюер тогда может напоминать следователя прокуратуры. Понятно, что уровень подготовки к интервью и методика его проведения ( а интервью-портрет может длиться и 30, и 60 минут), принципиально отличаются от
репортерской работы.
В американских учебниках тележурналистики подготовка к большому интервью сравнивается с разработкой плана сражения. Если в информационном интервью репортер и его собеседник выступают как сотрудники, которым надо решить общую задачу, т.е. в доходчивой форме поведать что-то аудитории, и такое интервью может быть отрепетировано, то проблемное и портретное интервью всегда содержат "ловушки", нечто неожиданное для партнера. В этом драматургия подлинного интервью- В этом
секрет популярности жанра.
Хорошее интервью - плод длительного планирования и мгновенного реагирования. Интервьюер должен быть настолько "в теме", чтобы позволить своему собеседнику любые отклонения, но в конце концов мягко и неотвратимо подчинить его своему стратегическому плану, использовать как материал для создания волнующего зрелища. Тон и атмосфера интервью не менее важны, чем содержание. Чувство общения, связывая собеседников подобно электрическому току, поддерживает их взаимное внимание. Именно так должно выглядеть и телевизионное интервью, несмотря на всю искусственность его обстановки.
- Редакторская деятельность журналиста.
- Организаторская деятельность руководящей группы сми
- Авторская деятельность журналиста.
- 1) Полная информация; 2) свобода комментария и представления всех точек зрения; 3) "нет" редакционным статьям с "единым мнением"; 4) независимость не только от власти.
- 4) Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематические линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчества - научного, художественного, публицистического.
- 4. Выяснению специфики телевидения, кино, радио, прессы посвящено много работ (см. Список литературы).
- Структура творческого акта журналиста
- 4. Журналистское произведение представляет собой целенаправленную информацию, подготовленную коммуникатором и распространенную каким-либо образом с целью воздействия на аудиторию.
- 5. Можно наметить черты структуры, элементы произведения, например, те, которые связаны с восприятием сообщения.
- Система методов журналистского творчества
- 2. Методы литературного редактирования.
- 6. Официальные и личные документы журналиста представляют собой какие-либо рукописи либо отпечатанные издания, либо магнитофонные записи и кинопленки.
- Тема 5.
- Жанровые разновидности журналистского текста.
- Корреспонденция.
- 3. Комментарий (от лат. Commentarius - толкование) - одна из форм оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т.П.