Содержание разделов дисциплины
№ |
Название темы и ее содержание |
Кол-во часов лекции | Кол-во часов. (лаб.-практ.) занятий |
1. | Научное и ненаучное знание. Формы ненаучного знания. Возникновение науки. Специфика научного познания, эмпирический и теоретический методы познания. Наука и журналистика. Научное знание в системе знаний. Наука как социальный феномен. Функции науки. |
2 |
– |
2. | Ньютоно-картезианская (декартовская) научная парадигма и ее роль в формировании научных концепций и развитии науки XVIII – XX вв. Научная картина мира и ее отличия от религиозной. Особенности классической, неклассической и постнеклассической научной картины мира. Открытия ученых, сделанные в указанные периоды. |
2 |
– |
3. | Актуальные проблемы современной науки и различных ее областей (физики, химии, астрономии, лингвистики, психологии, истории и других). Социально-экономические проблемы науки. Научные открытия ХХ века, роль теории относительности, квантовой физики, генетики, синергетики, биопсихологии, гелиобиологии и других наук, их влияние на современную науку. Научные революции. | 2 | – |
4. | Научная журналистика. Популяризация науки. История популяризации науки. М.В. Ломоносов о научной журналистике. Роль СМИ в распространении достижений науки и техники. Научная журналистика в тематической структуре журналистики. |
2 |
– |
5. | Виды произведений о науке (научно-популярные, научно-справочные, научно-публицистические, научно-художественные). Информационная, мировоззренческая и практическая функции научной популяризации. Ее основные принципы: научная глубина, осмысление материала, доступность и занимательность изложения. Предмет, аудитория, задачи, принципы, формы, жанры, научной популяризации. |
2 |
– |
6. | Особенности научно-популярного стиля. Специфика материалов на научные темы в различных СМИ. Уровни научной популяризации. Источники информации для журналиста, занимающегося популяризацией науки. |
2 |
– |
| Всего | 12 | – |
Вернуться к Содержанию
- Казанский (приволжский) федеральный университет
- Р.П. Баканов
- Актуальные проблемы
- Современной науки
- И журналистика
- Содержание
- Пояснительная записка
- Задачи курса
- Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»
- Объем дисциплины и виды учебной работы Объем материала: 12 часов Форма обучения: заочная
- Содержание разделов дисциплины
- Методические рекомендации студентам по успешному освоению дисциплины
- Материалы к лекциям научное знание в системе знаний Наука и общество. Многообразие форм знания
- Научное знание как система. Особенности и структура научного знания
- Особенности уровней научного познания
- Теоретическое познание и его формы.
- Возникновение науки
- Социально-экономические проблемы современной науки
- Российские ученые – лауреаты нобелевской премии в разные годы
- 1958 Г. – и.Е. Тамм, п.А. Черенков, и.М. Франк – премия за открытие и истолкование «эффекта Черенкова».
- 1962 Г. – л.Д. Ландау – премия за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия.
- 1964 Г. – н.Г. Басов, а.М. Прохоров – премия за фундаментальные работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей на основе принципа мазера-лазера.
- 1978 Г. – п.Л. Капица – премия за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.
- 2000 Г. – ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.
- Заключение
- Глоссарий терминов
- Источники для обязательного чтения
- Литература
- Интернет-ресурсы (сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)
- Список известных ученых и журналистов
- Вопросы к зачету по дисциплине (вопросно-ответная форма, зачет проводится в виде коллоквиума)