logo
Билеты ВСЕ

Современное законодательство России о сми.

До 12 июня 1990 г. в РФ не существовало вообще какого-либо правового акта, который регулировал бы общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью СМИ. Отсутствие правового регулирования компенсировалось партийными нормами: нормативные документы КПСС определяли порядок создания газет и журналов, назначения главных редакторов и т.д.

Как известно, зак-во о СМИ традиционно развивалось в России прежде всего как "цензурное право". В досоветский период место закона о печати занимали Устав о цензуре (1804, 1826 и 1828 гг.), Временные правила по цензуре (1862, 1865 и 1882 гг.), Временное положение о военной цензуре (1914 г.) и т.д.

Известно несколько попыток создания советского закона о печати. Все они нацеливались исключительно на законодательное оформление роли прессы как средства массовой инф-ции и пропаганды (СМИП).

В самом начале перестройки закон о печати неожиданно попал в план законопроектных работ на XII пятилетку. Горбачевская попытка модернизации социализма. Пропагандируя идеи "демократизации", "гласности" и "повышения роли ч-ка", архитекторы перестройки демонстративно ослабляли тотальный контроль над СМИ.

Летом 1989 г. в Верховном Совете СССР была образована рабочая группа по проекту закона о печати. Ее возглавил депутат Н.В. Федоров. За основу был принят инициативный авторский проект. Концептуальная основа проекта: безусловное запрещение цензуры, признание за гражданами права учреждать СМИ, обеспечение проф. и эконом. независимости редакций, детальная регламентация осуществления права на инф-цию и статуса ж-та, защита источников доверительной инф-ции и т.д.

12 июня 1990 г - принят Закон СССР "О печати и других средствах массовой информации".

27 декабря 1991 - ему на смену пришел Закон РФ "О средствах массовой информации", ставший средством его конкретизации и дальнейшей демократизации.

В новом законе (действует до сих пор):

1) свобода печати – естественное состояние прессы

2) свобода на:

-поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

-учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

-изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации;

-свобода не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством РФ о СМИ.

3) недопустимость цензуры; не допускается:

-наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей;

-создание и финансирование организаций, учреждений, органов, в задачи которых входит осуществление цензуры массовой информации;

4) недопустимость злоупотребления СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих гос. или иную тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

5) редакция может (но не обязана) быть юридическим лицом

Законодательство о СМИ

Законодательство РФ о СМИ состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о СМИ республик в составе РФ. Если межгосударственным договором, заключенным РФ, предусмотрены для организации и деятельности СМИ иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.