logo
ОТЖ (2)

Билет №12. Информационные службы в системе сми

Информационные службы обеспечивают деятельность СМИ, поставляя им как готовые тексты, так и «сырой» фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства, которые и официально, и по сути относятся к СМИ. Своим происхождением они обязаны французу Шарлю Гавасу. Он в начале XIX века первым раскинул сеть своих представительств в различных местностях, стал продавать добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агентской информации оказался необычайно прибыльным. Наибольшим влиянием пользуются мировые информационные агентства: “Associated Press” и “United Press international” (США), “Agence France-Press” (Франция), “Reuters” (Великобритания) и ИТАР-ТАСС (Россия).Далее по величине идут национальные агентства, областные и городские, а также те, что создаются при издательских и вещательных компаниях.

На одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечественная фабрика новостей – ИТАР-ТАСС. У ИТАР-ТАСС было немало прямых и отдаленных предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 году – Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого ведет свою родословную ИТАР-ТАСС. В связи с началом первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское и под этим названием обрело все черты крупного предприятия информационной отрасли. В 1918 году на его базе ВЦИК образовал государственное Российское телеграфное агентство (РОСТА). В 1925 году РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза. Позднее оно вошло в число мировых лидеров.

Усилению ТАСС способствовали и его роль официального рупора власти, и его положение фактического монополиста в стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати «Новости» (АПН), носившее статус негосударственного. После распада СССР ИТАР-ТАСС обрело новое имя – Информационное телеграфное агентство России, но не потеряло известное всей планете прежнее название. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах.

Времена единообразия на российском рынке новостей давно закончились. В 1941 году образовалось РИА «Новости», а за последние десятилетия появились принципиально новые агентства. Это такие общенациональные компании, как «Интерфакс», «Постфактум, «ИМА-пресс» и др. С их продукцией регулярно имеют дело федеральные и местные редакции, а также зарубежные государственные и коммерческие организации, ведущие мировые медиакомпании.

Сеть агентских служб постоянно расширяется. Возникают специализированные агентства по тематике, по характеру распространяемых материалов, по источникам сведений, по способу распространения. Возникает здоровая конкуренция, которая требует оперативности, широкой осведомленности, умения находить более важные и менее открытые новости. Поэтому информация Интерфакса и других информационных служб часто бывает уникальной, а при обращении к одной теме – взаимодополняющей, взаимокорректирующей, а иногда и взаимоотрицающей. Все это делает работу с агентской информацией в редакциях СМИ сложной и интересной, требующей вдумчивого отношения и умелого сопоставления сведений, быстрой реакции на сообщения.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, религиозно-конфессиональных организациях. Они поставляют редакциям деловые сведения, которые впоследствии находят отражение в материалах печатной и эфирной журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не производят массовую информацию, но способствуют обмену и распространения важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.