logo
1 030602 Теория и практика массовой информации

Корреспонденция.

Если предыдущие жанры условно сравнить с арифметикой, то корреспонденция - это алгебра журналистики. Ее считают основным жанром прессы, ибо именно в корреспонденции сосредоточено основное содержание публикаций. Кроме обычных вопросов, свойственных информационным жанрам, в ней приходится отвечать на такие вопросы: почему так, а не иначе происходит событие, действие, в чем причины; движущие силы происходящего.

В корреспонденции журналист ведет глубокое исследование проблемы, показывает ее читателю во всей широте, подводит его к определенным выводам. Этот жанр более других требует продуманного, четкого плана.

Корреспонденция не терпит сведений "понаслышке". Она должна быть итогом личного наблюдения, исследования автором проблемы. Он должен обязательно побывать на месте события, отобрать наиболее интересные и значимые факты.

Накопив материал, вы должны систематизировать его, еще раз отделить второстепенное: ведь читатель, а особенно радиослушатель и телезритель плохо воспринимают "избыточную" информацию.

Существует несколько видов корреспонденции. Чаще всего встречается информационная корреспонденция: в ней рассказ о чем-то новом, неизвестном ранее читателю. Самый сложный вид - аналитическая корреспонденция; его разновидность - критическая корреспонденция.

Задача автора - изложить все доступным языком, не прибегая ни к сложным понятиям, ни к многотрудным синтаксическим построениям.

Необходимо отметить, что не существует единого мнения о жанре корреспонденции как об информационном. Корреспонденция близка к заметке: здесь также сообщаются факты, но факты эти проанализированы, обобщены. Поскольку по своему методу корреспонденция близка к репортажу, на практике ее нередко путают с этим жанром, для которого элементы анализа вовсе не обязательны, тогда как корреспонденция разрабатывает на конкретном материале ту или иную актуальную проблему (сельское хозяйство, искусство, бизнес, изобретательство, события международной жизни и т.д.). В корреспонденции часто используются в качестве органичной составной части интервью (как метод получения информации) - и это вовсе не разрушает жанр, но лишь придает ему известную синтетичность.