25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
Надо уйти от одноплановой трактовки журналистики. Для этого социально-ролевая характеристика. Сущность ее в том, чтобы выявить какие социальные обязанности выполняет пресса в соответствие с теми запросами которые ей предъявляет общество. Журналистика проникает во все сферы социальной жизни. В науке общественная жизнь делится на 4 системы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Соответственно и роли прессы делятся на: производственно-экономическую, регулирующую(полит), информационно-коммуникативную(социал), духовно-идеологическую. Эти системы существуют автономно, пресса только каким-то сегментом заступает на пространство той или иной сферы но не растворяется в ней, роли одновременно отделены друг от друга и сосуществуют в пределах целого–журналистики. Производственно – экономическая роль выражается в том, что у журнаоистике есть товарная сущность. Издание газеты это доходное дело и предприятие. Товарно-денежные отношения пронизывают всю индустрию СМИ. В связи с неустойчивостью экономики государство должно играть регулирующую роль в целях поддержания общественно необходимой системы приоритетов.
Информационно-коммуникативная роль: способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы и их взаимодействия. В этой связи главное значение имеет информационная природа СМИ. Маркс говорил, что печать это говорящий узел, соединяющий личность с государством и миром. Пресса служит памятью человечества. Редакции не только ретранслируют новости, но и отбирают их. Полнота, достоверность и объективность информации – защитный зонтик над сознанием людей от всякого манипулирования. Важна категория времени отраженного в публикациях. Журналист должен отражать явления в развитии, чтобы не было разрыва между прошлым, настоящим и будущем.
Регулирующая роль: журналистика участвует в процессах управления обществом и самоуправления. Управление обществом доверено политической системе. Она активно использует прессу как инструмент воздействия на общество для проведения своей политики. СМИ существуют между гражданами и властью. Демократия предполагает, что в обществе есть сильная и разнообразная партийная пресса. Но пресса выражает не только волю партий, но и интересы населения, донося их до власти и тем самым корректируя ее деятельность. Сегодня принято включать в эту схему помимо народа и власти еще и капитал. Заслуживает критики концепция СМИ как 4ой власти, потому что истинным сувереном власти является народ, который через прессу оказывает влияние на государство и на капитал. Правильнее представлять прессу как посредника между государством. Народом и капиталом. Пресса участвует в общественном самоуправлении общества.
Духовно-идеологическая роль: печать является участницей духовного производства, она отражает, формулирует и вносит в массовое сознание определенные представления, воздействует на идеологическое, нравственное и художественное содержание общественной жизни. Через прессу проявляются разные взгляды современников, и готовится база для согласия по вопросам сохранения общности людей. Содержание духовной жизни общества выражается в формировании и циркулировании норм, ценностей, идеалов и идей. Журналистика активно участвует в этом процессе. Ее вклад не в том. Чтобы вырабатывать идеалы, а в том чтобы наладить их поиск и распространение. А так же сравнение. Пресса проверяет идеалы с точки зрения их полезности для социального прогресса.
Необходим баланс в соотношении всех ролей чтобы одна роль не была в ущерб другой. Это может регулировать государство и образование журналистов
- 1.Информационно-коммуникативн природа жур-ки
- 2.Сущность протожур-ки
- 3.Протожурн-ка в античном обществе
- 4.Информационные центры античного города
- 5.Первые газеты в Европе
- 6.Первые газеты в России
- 7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
- 11.Зарождение авторитарной теории прессы в 16-17вв в Англии.
- 13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы
- 15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
- 21.Различия между философскими взглядами Маркса и Милля по поводу роли печати в гос-ве
- 20.Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии 19в. В становлении коммунистической системы журналистики
- 23.Теоритические подходы в рассмотрении журналистики от типа политической системы общества.
- 24Взаимозависимость системы журналистики от типа политической системы общества.
- 25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
- 29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
- 27.Основные функции журналистики как социального института
- 32Журналистика как специфический способ духовного производства
- 28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
- 30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
- 5 Уровней,характер степень обобщенности методов познания по Гороховому:
- 34Трактовка понятия «журналистская информация»
- 35Основные подходы к анализу массовой информации
- 39.Субъективная сторона журналистской деятельности
- 41.Основные характеристики продукции журналистской деятельности
- 42.Журналистика как массово-информационная деятельность
- 43.Виды журналистской деятельности: познавательная, информационная, просветительская, воспитательная, коммуникативная,творческая,редакторская,организационная,техническая
- 44Идейно-теоретические концепции свободы печати
- 45.Понятие «функция» в журналистике
- 46Разность концептуальных подходов в определении функций журналистики
- 2 С позиции гносеологии:
- 47.Системный подход в определении функций журналистики
- 48Социально-ролевая характеристика журналистики
- 18 Общественно мнение как средство контроля над сми
- 20Марксистко-ленинско-сталинское учение
- 22 Система партийного контроля сми в советскую эпоху
- 37 Техническая и технологическая база информационных процессов
- 41 Основные характеристики продукции журналистской деят-ти
- 43. Виды журналистской дея-ти
- 44 Идейно - теоретические концепции свободы печати