logo
ОТЖ (2)

Билет №13. Качественная и массовая пресса

Разделение прессы на качественную и массовую прочно вошло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики. В отечественной системе классификации оно только приживается. База для разграничения прессы мнений и прессы новостей существует в самой практике редакций. В Европе пресса мнений имеет сравнительно низкую аудиторию, а пресса новостей – более широкую.

Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное – надежность фактов и мнений. Некоторые газеты, например, парижская «Le Monde”, где материалы проходят тройной контроль на достоверность, университеты используют наряду с учебниками. Внешний вид газет соответствует содержанию: предпочтение отдается тексту, а не иллюстрациям.

Популярная же пресса – это печатные средства информации, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены для менее образованной части населения. «Желтая» журналистика – это источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями.

Облегченную, досуговую прессу именуют еще бульварной, вкладывая в это обозначение негативный оттенок смысла, уравнивая ее с «желтыми» изданиями. На самом деле приравнивать их было бы ошибочным. «Бульварный» в российской культуре значит мещанский, а значит, легко уживается с высокими тенденциями в искусстве. Существование развлекательной периодики – абсолютно нормальное явление в каждом обществе. Всевозможные занимательные истории, конкурсы, веселые приключения, полезные советы – в публикации и чтении подобных материалов нет ничего противного человеческой природе или угрожающего «высокой» журналистике. Проблемы возникают тогда, когда бездумное развлекательство, выполненное в вульгарной манере, начинает вытеснять интеллектуальную и гражданственную прессу, когда стираются отчетливые грани между ними.

Неверно было бы думать, что массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, в отличие от качественной. Просто стандарты мастерства здесь не те, что в солидных изданиях. Они определяются умением корреспондентов и редакторов приковывать внимание аудитории. Тем не менее наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественный СМИ. В конце 1990-х по результатам опроса специалистов из 50 стран выстроился ряд лучших изданий, в котором нет ни одной массовой газеты. В списке лучших преобладают представители деловой прессы. Деловая пресса принципиально не может вводить своих партнеров в заблуждение, публикуя непроверенные и бесполезные сведения.

Российские журналисты могли бы обратиться не только к зарубежному опыту, но и к истории национальной прессы. В воспоминаниях репортера В. Гиляровского приводится немало фактов разделения дореволюционной печати на солидную и бульварную.

Бесплатная периодика превращается в главного, если не монопольного властителя массовой публики. В экономическом плане ее козырная карта – это огромные по нынешним временам тиражи, привлекающие рекламодателей. Тем не менее, наивысший авторитет в мировой журналистике завоевывают именно качественные СМИ. Очевидно, что международное сообщество отдает приоритет надежности и аналитичности, а не внешней привлекательности информации.

Еще один тип, который стоит отметить – смешанный тип периодики, имеется ввиду, что в одном издании сочетаются и полезная и развлекательная и развивающая аудитория информация, в том числе с элементами желтизны.