Билет №13. Качественная и массовая пресса
Разделение прессы на качественную и массовую прочно вошло в оборот западных теоретиков и практиков журналистики. В отечественной системе классификации оно только приживается. База для разграничения прессы мнений и прессы новостей существует в самой практике редакций. В Европе пресса мнений имеет сравнительно низкую аудиторию, а пресса новостей – более широкую.
Качественной прессе свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публикаций и главное – надежность фактов и мнений. Некоторые газеты, например, парижская «Le Monde”, где материалы проходят тройной контроль на достоверность, университеты используют наряду с учебниками. Внешний вид газет соответствует содержанию: предпочтение отдается тексту, а не иллюстрациям.
Популярная же пресса – это печатные средства информации, в которых больше развлечения, чем информации, и которые предназначены для менее образованной части населения. «Желтая» журналистика – это источник сенсационных, часто неточных, неприличных или вульгарных материалов, которые сочетаются с грубыми заголовками и иллюстрациями.
Облегченную, досуговую прессу именуют еще бульварной, вкладывая в это обозначение негативный оттенок смысла, уравнивая ее с «желтыми» изданиями. На самом деле приравнивать их было бы ошибочным. «Бульварный» в российской культуре значит мещанский, а значит, легко уживается с высокими тенденциями в искусстве. Существование развлекательной периодики – абсолютно нормальное явление в каждом обществе. Всевозможные занимательные истории, конкурсы, веселые приключения, полезные советы – в публикации и чтении подобных материалов нет ничего противного человеческой природе или угрожающего «высокой» журналистике. Проблемы возникают тогда, когда бездумное развлекательство, выполненное в вульгарной манере, начинает вытеснять интеллектуальную и гражданственную прессу, когда стираются отчетливые грани между ними.
Неверно было бы думать, что массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, в отличие от качественной. Просто стандарты мастерства здесь не те, что в солидных изданиях. Они определяются умением корреспондентов и редакторов приковывать внимание аудитории. Тем не менее наивысший авторитет в мировой журналистике завоевали именно качественный СМИ. В конце 1990-х по результатам опроса специалистов из 50 стран выстроился ряд лучших изданий, в котором нет ни одной массовой газеты. В списке лучших преобладают представители деловой прессы. Деловая пресса принципиально не может вводить своих партнеров в заблуждение, публикуя непроверенные и бесполезные сведения.
Российские журналисты могли бы обратиться не только к зарубежному опыту, но и к истории национальной прессы. В воспоминаниях репортера В. Гиляровского приводится немало фактов разделения дореволюционной печати на солидную и бульварную.
Бесплатная периодика превращается в главного, если не монопольного властителя массовой публики. В экономическом плане ее козырная карта – это огромные по нынешним временам тиражи, привлекающие рекламодателей. Тем не менее, наивысший авторитет в мировой журналистике завоевывают именно качественные СМИ. Очевидно, что международное сообщество отдает приоритет надежности и аналитичности, а не внешней привлекательности информации.
Еще один тип, который стоит отметить – смешанный тип периодики, имеется ввиду, что в одном издании сочетаются и полезная и развлекательная и развивающая аудитория информация, в том числе с элементами желтизны.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми