logo
1 030602 Теория и практика массовой информации

Редакторская деятельность журналиста.

Возникновение редактирования связано с появлением и распространением рукописной книги и обусловлено общественной потребностью в упорядочении рукописных текстов с целью их единого истолкования. Одна из первых форм редактирования сводилась к выявлению и исправлению ошибок. Современные представления о редактировании начали формироваться с возникновением книгопечатания в Европе, с середины XV века. На первых порах автор произведения нередко выступал как издатель, корректор, типограф, распространитель своего издания. Постепенно происходит дифференциация труда в этой области. В России в XIX в. редактор становится видной фигурой.

Современное понятие редактирования как вида профессиональной деятельности связано с подготовкой к выпуску печатных изданий. Редактор отстаивает государственные и общественные интересы, выполняет организационно-издательские функции (ищет темы и авторов будущих произведений, подготавливает издательские договоры с авторами, изучает читательский спрос, занимается рекламой ). Вместе с тем он решает профессиональные творческие задачи: критически оценивает поступившие рукописи, выступает в качестве рецензента, готовит при необходимости правку рукописей.

Редактор работает над рукописью произведения в целях ее превращения в тот или иной тип издания. Он должен четко определить значение текста для общества или отдельных социальных групп и принимать решение о необходимости его издания в форме книги, журнала, газеты, телепередачи, радиопередачи и т.п.

Каковы же критерии оценки текста произведения редактором? Такой текст должен отражать определенные формы общественного сознания. Существенным здесь является признак, на основании которого выносится суждение о наличии в той или иной общественной формации присущих ей форм общественного сознания. Таким критерием является наличие канонических текстов (тех, что твердо установлены, стали традиционными и общепринятыми ((гр. Канон - правило, предписание)), закрепляющих с достаточной полнотой систему понятий данной формы общественного сознания. Например, древнегреческие философские системы закрепились в текстах III-IV в.до н. э.

Христианская мораль как форма общественного сознания закреплена в текстах Четвероевангелия на Никитском соборе в 325г., хотя до этого имела место проповедническая деятельность так называемых апостолов. Римское право как форма общественного сознания закреплено в текстах "12 таблиц", а затем в развернутом виде в "Кодексе Юстиниана".

Каждая форма общественного сознания реализуется на особом языке. Ученые пришли к выводам относительно времени возникновения и формирования соответствующих подъязыков: языки науки стали возникать с середины XVII в., когда языки философии, права, религии были уже хорошо сконструированы и почти в готовом виде могли выступать в качестве средства фиксации форм общественного сознания в книге.

Тексты, отражающие различные формы общественного сознания на соответствующем языке, принято называть термином "литература". Виды литературы складывались постепенно, под влиянием общественных потребностей, в связи с развитием практики и форм общественного сознания, приведшего к развитию и расширению целей и сфер коммуникации (человеческого общения). Литературный текст после соответствующей переработки может быть введен иногда в новой, сильно видоизмененной форме в разные сферы человеческого общения.

Редактор является тем посредником между литературным текстом и его изданием (издание понимается очень широко), который перерабатывает текст в соответствии с языком коммуникации в различных сферах СМИ.

Работа над будущим изданием проходит ряд этапов - выбор темы, собирание и изучение комплекса факторов, выработка концепции, отбор и компоновка материала, планирование архитектоники, поиски стилистических форм и т.п. Специфика редакторской деятельности в СМИ выражается в адекватном воплощении определенного вида литературы в конкретных формах его трансляции средствами СМИ (книга, журнал, телепередача и т.д.). Так, например, научно-популярный текст может стать основой для газетного или журнального издания. В данном случае редактор должен увидеть, помогает ли своеобразный подход автора к проблеме, его манера структурной организации материала, его эмоциональный настрой, свойственные ему стилистические оттенки изложения материала созданию будущего научно-популярного журнала или программы на TV.

Не менее важен и такой аспект деятельности редактора, как проблема авторской индивидуальности и редакторского вмешательства. Подмена автора редактором в процессе издания произведения неправомерна. Редактор может либо помочь ему точнее, полнее выразить свою концепцию, либо доказать ее ошибочность.

Определение же самой информационной политики, формирование облика издания, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, общее идейно-творческое и организационное руководство СМИ - это уже редакторская работа "высшего уровня". Ее ведет руководящий "штаб" каждого СМИ - главный редактор (или генеральный директор) и его ближайшие помощники, составляющие редакционную коллегию (или как-то иначе называющуюся структуру).