Глава 1. Смотрю и вижу 9
• Изучение биографий великих людей • Путешествия • Чтение композиционно острой литературы • Изучение произведений искусства
Глава 2. ЗАЯВКА, ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ, РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ.. 28
Глава 3. РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ 75
• Режиссерский замысел документального фильма • Режиссерский замысел познавательных телепрограмм и фильмов • Режиссерский замысел... титров
Глава 4. КАДР 120
• Крупность плана • Ракурс * Панорамы • Атмосфера кадра • Один кадр - один фильм
Глава 5. МОНТАЖ 169
• Монтаж как элемент авторского замысла • Азбука монтажа • Монтаж. Исключения из правил
Глава 6. ИЗ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРОВ ЭКРАНА 210
• Мини-хрестоматия
Глава 7. РАБОТА РЕЖИССЕРА НАД ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ ФИЛЬМОМ 226
• Кое-что о взаимоотношениях режиссеров и журналистов • Ни один фильм не может рассказать обо всем • Авторское произведение • Вариации на тему
Глава 8. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ-ПОРТРЕТ 246
• Выбор героя • Жанр • Драматургия • Методы съемки
Глава 9. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НА ЭКРАНЕ 268
Глава 10. «ОПАСНО СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК» 281
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АЛХИМИЯ РЕЖИССУРЫ
Глава 11. РЕЖИССЕР АРТУР ПЕЛЕШЯН И ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНТАЖ . . 298
Глава 12. ОТ ПАРАДЖАНОВА ДО ПАРФЕНОВА. КОЛЛАЖ 309
Глава 13. ШУТНИК МАЙКЛ МУР. ТЕЛЕВИДЕНИЕ 322
Глава 14. ШУТНИК МАЙКЛ МУР. КИНО 334
Глава 15. ГЕРЦ ФРАНК. В ПОИСКАХ СНЕЖНОГО ЧЕЛОВЕКА 349
Глава 16. СЕРГЕЙ ЛОЗНИЦА И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ 365
Глава 17. ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ. РОМАНТИЧНАЯ НАЦИСТКА 384
Глава 18. ГОДФРИ РЕДЖИО. ЗНАТОК ЯЗЫКА ПЛЕМЕНИ ХОППИ 403
Глава 19. ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ. МОНОЛОГ УТОПЛЕННИКА 420
Заключение 434
Примечания 435
Моей любимой дочери Юле, которая не захотела стать режиссером
_
ОБ АВТОРЕ
РОМАН ШИРМАН, кинорежиссер-документалист.
Заслуженный деятель искусств Украины.
Лауреат премии имени Феликса Соболева.
Окончил режиссерский факультет ВГИКа (Москва).
Автор более сорока кино- и телефильмов.
Лауреат национальных и международных кинофестивалей.
Сотрудничает с киностудиями «Киевнаучфильм», «Кинематографист», «Интерфильм», телеканалами «Интер», «Россия» и др.
Профессор Института кино и телевидения КНУКиИ,
художественный руководитель режиссерского курса.
Автор романа «Теперь я буду любить тебя».
К.: ЗАО «Телерадиокурьер», 2006.
Автор книги «Телевизионная режиссура».
К.: ЗАО «Телерадиокурьер», 2004.
Среди последних работ:
Еженедельная телевизионная программа «Всплеск культуры?» (телеканал «Интер», 2003-2004). Роман Ширман - автор, режиссер и ведущий программы. Приз «За лучшую режиссуру», приз «За лучшую телепрограмму» VIII Международного телевизионного фестиваля «Бархатный сезон» (2003).
Документальный фильм «Опасно свободный человек»
(Национальная кинематека Украины, 2005).
• Гран-при XVI Открытого фестиваля документального кино «Россия» (2005) • Приз «За лучший полнометражный фильм»
Международного украинского фестиваля документальных фильмов «Контакт» (2005) • Премия имени Феликса Соболева (2006) • «Киевская кинопремия за лучшую режиссуру»
Международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов «Кинолетопись-2005» (Украина) • Номинант Российской национальной кинопремии «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» (2006).
Документальный фильм «Казнить палача»
(Телеканал «Россия» при участии телеканала .«Интер», 2005).
Приз «За лучший документальный фильм» VI Международного телекинофорума (Ялта, 2005). Приз «За лучшую документальную телепрограмму» X Международного фестиваля журналистики (Украина, 2005).
В фильме должно быть начало, середина и конец, -но не обязательно именно в этом порядке.
Жан Люк Годар
от автора
Не так давно мне пришлось быть председателем жюри большого телевизионного фестиваля «Открой Украину!».
Меня поразило не столько качество фильмов (документальных, анимационных, игровых), сколько количество представленных студий и телеканалов.
О существовании большинства из них я и не догадывался.
Я увидел на экране работы десятков режиссеров.
Большинство из них - самоучки, что за пределами столицы дело обычное.
Эта книга адресована молодым режиссерам кино и телевидения. В основном тем, кто не обременен серьезным кинематографическим или телевизионным образованием.
Бывают очень талантливые самородки. Изредка встречаются гении. Но отсутствие профессиональных знаний и школы трудно скрыть.
Порой начинающие режиссеры и не предполагают, какими огромными возможностями располагают.
Мне кажется, все режиссеры делятся на три типа.
Первый - это хорошие ремесленники, крепкие профессионалы. Их не слишком беспокоят высшие материи, они не стремятся сообщить человечеству о своих личных взглядах на мир и судьбы цивилизации. Они хорошо и мастеровито делают то, чего от них требуют студия, канал и заказчики. Такие режиссеры с удовольствием ставят, например, бесчисленные, не ими придуманные, купленные по лицезии программы. Они грамотно и профессионально поставят любое, даже самое пустопорожнее шоу, не страдая от этого и утешая себя тем, что делают свою работу профессионально. Такого типа умелые производственники очень востребованы сегодняшним телевидением.
Второй тип - это режиссеры с амбициями. Они пытаются даже в конвейерную продукцию вносить что-то свое, личное, выстраданное. Их раздражает тупое следование стандартам
6
7
и форматам. Они помнят о том, что режиссура - это не только ремесло, но и нечто имеющее отношение к искусству. У них, как правило, больше проблем на производстве. Но и радости от творчества тоже больше.
И наконец, третий тип режиссеров. Это настоящие художники. Они могут делать только то, что соответствует их душевному настрою и представлениям о мире, человеке и смысле жизни. Это авторы в полном смысле слова. Понятно, что существование такого типа художников в нашем сегодняшнем кинематографе чрезвычайно сложное, а на телевидении вообще невыносимое. Тем не менее подобные уникумы все же изредка встречаются.
Каждый режиссер имеет право занять свою творческую нишу и делать то, что считает нужным. И никто не вправе его упрекнуть. В любом случае требование к режиссеру одно -быть настоящим профессионалом.
Основываясь на своем режиссерском и преподавательском опыте, я решил совместить в этой книге два уровня разговора с читателями. Мы будем говорить о сложных профессиональных вопросах, которые волнуют крупнейших режиссеров мира, и вместе с тем остановимся на некоторых самых элементарных, азбучных для режиссуры вещах. Ведь очень часто самоучки не знают именно азбуки: и прочесть негде, и спрашивать вроде бы неудобно.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
АЗБУКА РЕЖИССУРЫ
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс