logo
shirman-Alhimiya_rejissury-2008

Глава 1. Смотрю и вижу 9

• Изучение биографий великих людей • Путешествия • Чтение композиционно острой литературы • Изучение произведений искусства

Глава 2. ЗАЯВКА, ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ, РЕЖИССЕРСКИЙ СЦЕНАРИЙ.. 28

Глава 3. РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ 75

• Режиссерский замысел документального фильма • Режиссерский замысел познавательных телепрограмм и фильмов • Режиссерский замысел... титров

Глава 4. КАДР 120

• Крупность плана • Ракурс * Панорамы • Атмосфера кадра • Один кадр - один фильм

Глава 5. МОНТАЖ 169

• Монтаж как элемент авторского замысла • Азбука монтажа • Монтаж. Исключения из правил

Глава 6. ИЗ ТВОРЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРОВ ЭКРАНА 210

• Мини-хрестоматия

Глава 7. РАБОТА РЕЖИССЕРА НАД ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ ФИЛЬМОМ 226

• Кое-что о взаимоотношениях режиссеров и журналистов • Ни один фильм не может рассказать обо всем • Авторское произведение • Вариации на тему

Глава 8. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ-ПОРТРЕТ 246

• Выбор героя • Жанр • Драматургия • Методы съемки

Глава 9. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ НА ЭКРАНЕ 268

Глава 10. «ОПАСНО СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК» 281

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. АЛХИМИЯ РЕЖИССУРЫ

Глава 11. РЕЖИССЕР АРТУР ПЕЛЕШЯН И ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНТАЖ . . 298

Глава 12. ОТ ПАРАДЖАНОВА ДО ПАРФЕНОВА. КОЛЛАЖ 309

Глава 13. ШУТНИК МАЙКЛ МУР. ТЕЛЕВИДЕНИЕ 322

Глава 14. ШУТНИК МАЙКЛ МУР. КИНО 334

Глава 15. ГЕРЦ ФРАНК. В ПОИСКАХ СНЕЖНОГО ЧЕЛОВЕКА 349

Глава 16. СЕРГЕЙ ЛОЗНИЦА И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ 365

Глава 17. ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ. РОМАНТИЧНАЯ НАЦИСТКА 384

Глава 18. ГОДФРИ РЕДЖИО. ЗНАТОК ЯЗЫКА ПЛЕМЕНИ ХОППИ 403

Глава 19. ВИТАЛИЙ МАНСКИЙ. МОНОЛОГ УТОПЛЕННИКА 420

Заключение 434

Примечания 435

Моей любимой дочери Юле, которая не захотела стать режиссером

_

ОБ АВТОРЕ

РОМАН ШИРМАН, кинорежиссер-документалист.

Заслуженный деятель искусств Украины.

Лауреат премии имени Феликса Соболева.

Окончил режиссерский факультет ВГИКа (Москва).

Автор более сорока кино- и телефильмов.

Лауреат национальных и международных кинофестивалей.

Сотрудничает с киностудиями «Киевнаучфильм», «Кинематог­рафист», «Интерфильм», телеканалами «Интер», «Россия» и др.

Профессор Института кино и телевидения КНУКиИ,

художественный руководитель режиссерского курса.

Автор романа «Теперь я буду любить тебя».

К.: ЗАО «Телерадиокурьер», 2006.

Автор книги «Телевизионная режиссура».

К.: ЗАО «Телерадиокурьер», 2004.

Среди последних работ:

Еженедельная телевизионная программа «Всплеск культу­ры?» (телеканал «Интер», 2003-2004). Роман Ширман - ав­тор, режиссер и ведущий программы. Приз «За лучшую режис­суру», приз «За лучшую телепрограмму» VIII Международного телевизионного фестиваля «Бархатный сезон» (2003).

Документальный фильм «Опасно свободный человек»

(Национальная кинематека Украины, 2005).

• Гран-при XVI Открытого фестиваля документального кино «Россия» (2005) • Приз «За лучший полнометражный фильм»

  1. Международного украинского фестиваля документальных фильмов «Контакт» (2005) • Премия имени Феликса Собо­лева (2006) • «Киевская кинопремия за лучшую режиссуру»

  2. Международного фестиваля документальных и научно-попу­лярных фильмов «Кинолетопись-2005» (Украина) • Номинант Российской национальной кинопремии «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» (2006).

Документальный фильм «Казнить палача»

(Телеканал «Россия» при участии телеканала .«Интер», 2005).

Приз «За лучший документальный фильм» VI Международ­ного телекинофорума (Ялта, 2005). Приз «За лучшую докумен­тальную телепрограмму» X Международного фестиваля жур­налистики (Украина, 2005).

В фильме должно быть начало, середина и конец, -но не обязательно именно в этом порядке.

Жан Люк Годар

от автора

Не так давно мне пришлось быть председателем жюри боль­шого телевизионного фестиваля «Открой Украину!».

Меня поразило не столько качество фильмов (документаль­ных, анимационных, игровых), сколько количество представ­ленных студий и телеканалов.

О существовании большинства из них я и не догадывался.

Я увидел на экране работы десятков режиссеров.

Большинство из них - самоучки, что за пределами столицы дело обычное.

Эта книга адресована молодым режиссерам кино и телевиде­ния. В основном тем, кто не обременен серьезным кинематог­рафическим или телевизионным образованием.

Бывают очень талантливые самородки. Изредка встречают­ся гении. Но отсутствие профессиональных знаний и школы трудно скрыть.

Порой начинающие режиссеры и не предполагают, какими огромными возможностями располагают.

Мне кажется, все режиссеры делятся на три типа.

Первый - это хорошие ремесленники, крепкие профессиона­лы. Их не слишком беспокоят высшие материи, они не стре­мятся сообщить человечеству о своих личных взглядах на мир и судьбы цивилизации. Они хорошо и мастеровито делают то, чего от них требуют студия, канал и заказчики. Такие режис­серы с удовольствием ставят, например, бесчисленные, не ими придуманные, купленные по лицезии программы. Они грамот­но и профессионально поставят любое, даже самое пустопорож­нее шоу, не страдая от этого и утешая себя тем, что делают свою работу профессионально. Такого типа умелые производствен­ники очень востребованы сегодняшним телевидением.

Второй тип - это режиссеры с амбициями. Они пытаются даже в конвейерную продукцию вносить что-то свое, личное, выстраданное. Их раздражает тупое следование стандартам

6

7

и форматам. Они помнят о том, что режиссура - это не только ремесло, но и нечто имеющее отношение к искусству. У них, как правило, больше проблем на производстве. Но и радости от творчества тоже больше.

И наконец, третий тип режиссеров. Это настоящие художни­ки. Они могут делать только то, что соответствует их душевному настрою и представлениям о мире, человеке и смысле жизни. Это авторы в полном смысле слова. Понятно, что существование такого типа художников в нашем сегодняшнем кинематографе чрезвычайно сложное, а на телевидении вообще невыносимое. Тем не менее подобные уникумы все же изредка встречаются.

Каждый режиссер имеет право занять свою творческую нишу и делать то, что считает нужным. И никто не вправе его упрекнуть. В любом случае требование к режиссеру одно -быть настоящим профессионалом.

Основываясь на своем режиссерском и преподавательском опыте, я решил совместить в этой книге два уровня разговора с читателями. Мы будем говорить о сложных профессиональных вопросах, которые волнуют крупнейших режиссеров мира, и вместе с тем остановимся на некоторых самых элементарных, азбучных для режиссуры вещах. Ведь очень часто самоучки не знают именно азбуки: и прочесть негде, и спрашивать вроде бы неудобно.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

АЗБУКА РЕЖИССУРЫ