Основные понятия семиотики кино
Базовые понятия по Ю.М.Лотману («Семиотика кино и проблемы киноэстетики», 1973).
Язык
С точки зрения семиотики язык – упорядоченная знаковая система, функции которой – передача информации (коммуникация), обмен, хранение и накопление информации в коллективе, который им пользуется. Основной составляющей языка является знак.
Знаки делятся на две основные группы по признаку внутренней мотивированности связи между означающим и означаемым:
– знаки иконические (связь мотивированна; пример – рисунок);
– знаки условные (связь немотивированна; пример – слово в естественном языке).
Соответственно, языки могут либо быть системами, объединяющими знаки одного из этих двух типов (система знаков дорожного движения / естественный язык), либо комбинированием знаков обоих типов (в первую очередь, это языки различных видов искусства).
Киноязык – одна из наиболее наглядных систем последнего типа: система знаков и способов их комбинирования, план выражения которых представлен средствами кинематографа.
Кинотекст – текст (т.е. замкнутая система знаков, образующая связный нарратив), созданный средствами киноязыка; законченный продукт киноповествования.
Кинообраз – изображение в кадре, осмысляемое в качестве знака, переданного средствами киноязыка. Кинообраз может быть дискретным (например, отдельная деталь) или недискретным (пейзаж в панораме).
Киноповествование – рассказ (наррация), строящийся средствами кино («киноречь»); представленная во временнóй последовательности система кинокадров, выражающая некоторое сообщение.
Кинематографическое значение – информация (совокупность ментальных интеллектуальных и эмоциональных структур), передаваемая зрителю с помощью системы кинематографических приемов и оказывающая на него сложное воздействие – от заполнения ячеек его памяти до перестройки структуры его личности. Изучение механизма этого воздействия составляет главную задачу семиотического изучения кино.
* * *
Основная сегментация киноповествования.
Кадр – минимальная дискретная единица кинотекста; картинка, аналогичная фотографии.
Фрагмент – последовательность кадров между двумя монтажными склейками.
Эпизод – ряд фрагментов, составляющий минимальный законченный нарратив. Основная единица кинотекста.
Киноповествование организуется по уровням, которые для семиотической наглядности можно уподобить уровням организации словесного текста. Если кадр аналогичен фонеме, то фрагмент (следующий уровень) подобен предложению, эпизод (третий уровень) – высказыванию в понимании М.М.Бахтина, а четвертым уровнем организации киноповествования будет кинотекст в целом.
* * *
Основные технические понятия кинематографа.
Крупный план – на киноэкране видно только лицо персонажа
Первый план – бюст персонажа
Американский план – персонаж по пояс или по колени
Средний план – персонаж во весь рост
Общий план – несколько персонажей на фоне декорации
Дальний план – панорама местности (используется для съемок массовых сцен на натуре).
Монтаж – сочленение кадров или фрагментов в киноповествовании. Важнейший элемент языка кино.
Различают последовательный, параллельный, ассоциативный монтаж и ретроспективу.
Перспектива – система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.
- Основные понятия семиотики кино
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
- Киноцитата, интертекстуальность в кино
- Монтаж – 1
- Монтаж – 2
- Перспектива. Композиция кадра. Свет
- Хронотоп. Ритм
- Актер. Жест и мимика
- Точка зрения
- Кинематографические направления (общие типологические сведения).
- Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
- «Фотогения»
- Формалисты
- Сборник «Поэтика кино» (1927)
- Тынянов ю.Н. «Кино – слово – музыка» (1924)
- Сергей Эйзенштейн
- По ту сторону игровой и неигровой (1928)
- О форме сценария (1929)
- Монтаж (1938)
- Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов
- Бела Балаш
- Рудольф Арнхейм
- Зигфрид Кракауэр
- «Теория фильма» (1960)
- Андре Базен
- «Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)
- Тартуско-московская школа
- «Поэтика композиции» б.А. Успенского
- Умберто Эко
- «Отсутствующая структура» (1968)
- Ролан Барт
- «Проблема значения в кино» (1960)
- «Camera lucida: Комментарий к фотографии» (1980)
- Американская кинокритика
- Жиль Делёз
- «Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)