logo
Слово и кино_СТРК

Основные понятия семиотики кино

Базовые понятия по Ю.М.Лотману («Семиотика кино и проблемы киноэстетики», 1973).

Язык

С точки зрения семиотики язык – упорядоченная знаковая система, функции которой – передача информации (коммуникация), обмен, хранение и накопление информации в коллективе, который им пользуется. Основной составляющей языка является знак.

Знаки делятся на две основные группы по признаку внутренней мотивированности связи между означающим и означаемым:

знаки иконические (связь мотивированна; пример – рисунок);

знаки условные (связь немотивированна; пример – слово в естественном языке).

Соответственно, языки могут либо быть системами, объединяющими знаки одного из этих двух типов (система знаков дорожного движения / естественный язык), либо комбинированием знаков обоих типов (в первую очередь, это языки различных видов искусства).

Киноязык – одна из наиболее наглядных систем последнего типа: система знаков и способов их комбинирования, план выражения которых представлен средствами кинематографа.

Кинотекст – текст (т.е. замкнутая система знаков, образующая связный нарратив), созданный средствами киноязыка; законченный продукт киноповествования.

Кинообраз – изображение в кадре, осмысляемое в качестве знака, переданного средствами киноязыка. Кинообраз может быть дискретным (например, отдельная деталь) или недискретным (пейзаж в панораме).

Киноповествование – рассказ (наррация), строящийся средствами кино («киноречь»); представленная во временнóй последовательности система кинокадров, выражающая некоторое сообщение.

Кинематографическое значение – информация (совокупность ментальных интеллектуальных и эмоциональных структур), передаваемая зрителю с помощью системы кинематографических приемов и оказывающая на него сложное воздействие – от заполнения ячеек его памяти до перестройки структуры его личности. Изучение механизма этого воздействия составляет главную задачу семиотического изучения кино.

* * *

Основная сегментация киноповествования.

Киноповествование организуется по уровням, которые для семиотической наглядности можно уподобить уровням организации словесного текста. Если кадр аналогичен фонеме, то фрагмент (следующий уровень) подобен предложению, эпизод (третий уровень) – высказыванию в понимании М.М.Бахтина, а четвертым уровнем организации киноповествования будет кинотекст в целом.

* * *

Основные технические понятия кинематографа.

Крупный план – на киноэкране видно только лицо персонажа

Первый план – бюст персонажа

Американский план – персонаж по пояс или по колени

Средний план – персонаж во весь рост

Общий план – несколько персонажей на фоне декорации

Дальний план – панорама местности (используется для съемок массовых сцен на натуре).

Монтаж – сочленение кадров или фрагментов в киноповествовании. Важнейший элемент языка кино.

Различают последовательный, параллельный, ассоциативный монтаж и ретроспективу.

Перспектива – система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя.