Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
Вопрос о социальных ролях относится к числу ключевых для понимания взаимоотношений прессы и общества, определения государственной политики в сфере СМИ. Среди специалистов не прекращаются споры о том, чем в первую очередь является журналистика – средством информации, областью духовно-творческой деятельности или, например, орудием политического управления обществом? Избежать многочисленных проблем при решении вопроса позволяет социально-ролевая характеристика журналистики.
Согласно этой характеристике, журналистика выполняет 4 основные роли: производственно-экономическую, регулирующую, информационно-коммуникативную и духовно идеологическую. Они соответствуют 4-м социетальным системам, на которые подразделяется общественная жизнь. Соответствие между сферами жизнедеятельности общества и производными от них ролями журналистики можно представить в виде схемы:
Рассмотрим подробнее духовно-идеологическую роль прессы.
Роль прессы в духовной сфере вызывает немало вопросов. В идеологическом плане печать является участницей духовного производства – через отражение, формулирование и внесение в массовое сознание определенных представлений, воздействие на идеологическое, морально-нравственное, художественно-эстетическое содержание общественной жизни. Данная роль вызывает двоякий эффект: с одной стороны, через прессу выявляются разноречивые взгляды и убеждения, происходит размежевание сторонников разных точек зрения, с другой – готовится база для согласия по вопросам, касающимся сохранения сложившейся общности людей, их культуры или даже цивилизации в целом (идеи экологической безопасности, сохранение национально-культурной самобытности народа).
Представления о чисто информационной природе журналистики толкает ряд специалистов к отрицанию духовно-идеологической нагруженности журналистского текста. Между тем практика печати свидетельствует об обратном: идеология не исчезла из печати, а лишь изменилась по формам представления и содержанию.
Пример: В начале 1970-х в «Комсомольской Правде» был напечатан очерк К. Симонова «В свои восемнадцать лет», благодаря которому вся страна узнала о трагической судьбе тракториста Анатолия Мерзлова. Он погиб, спасая колхозную ниву от пожара. Его поступок редакция назвала подвигом, ему посвящались комсомольские собрания и художественные произведения. Четверть века спустя та же газета рассказала о подобном поступке, совершенном молодым комбайнером. Но вместо возведения его на пьедестал славы журналисты выразили сомнение в том, что общественное добро стоит дороже человеческой жизни. Заодно вспомнили о судьбе Мерзлова, которого уже забыли в родной деревне. И подвиг его ничем не помог. Что это, как не пересмотр идейных позиций?
Даже демонстративный отказ издания от того или иного мировоззрения все равно ведет к утверждению определенного идеала. Идейная беспринципность журналистики – это тоже принцип, хотя и в замаскированном и извращенном виде. В истории предостаточно доказательств того, как журналистика во все времена воздействовала на идейную обстановку в обществе всегда в согласии с позицией владельцев СМИ.
Содержание духовной жизни общества выражается в циркуляции норм и ценностей, идей и идеалов. Нормы – правила и стандарты поведения, принятые в определенной социальной среде. Сначала они усваиваются сознанием людей (после применения их на практике), а затем уже становятся регуляторами их поведения (формально, теоретически). Духовные ценности – это те достижения цивилизации, из которых складывается культурное богатство общества и на сохранении которых основывается преемственность поколений, несмотря на непрерывное рождение новых ценностных ориентиров (ПРИМЕР!!!). Они могут носить морально-этический, эстетический, научно-теоретический характер и т.д. Идея – мысль, понятие, представление о сущности явления. Систематизированные идеи и взгляды объединяются в идеологию. Роль журналистики здесь можно рассмотреть на примере идеалов.
Идеал в данном случае – это не эталон или образец для подражания. Здесь имеется в виду, что независимо от того, какие теории входят в моду, в обществе постоянно складываются представления о справедливом и разумном государственном устройстве, о человеческом счастье и комфорте, о путях достижения гармонии личности с природой и социальным окружением. Они-то и воплощаются в общественных идеалах. Подобно ценностям и нормам, идеалы формируются, вырабатываются в опыте человечества и фиксируются в фольклоре, философии, науке, религии, искусстве. Идеалы не только отражают реальную жизнь, но и служат формой предвидения будущего, реакцией на нерешенные сегодня вопросы социального бытия.
Журналистика не находится в стороне от этого процесса, напротив – она деятельно участвует в нем. Но вырабатывать идеалы не входит в ее прямые задачи. Ее вклад в духовную жизнь состоит в том, чтобы наладить их широкий поиск, распространение через предание гласности, а также сравнение. Совершенно особая роль прессы – это проверка идеалов с точки зрения их полезности, актуальности, обоснованности интересами социального прогресса. Как писал Г.В. Плеханов, «в действительности “идеально” только то, что полезно людям, и всякое общество руководствуется только своими нуждами». Ни один другой общественный институт не способен так полно и конкретно соотнести духовные ценности с практикой, как это делает журналистика, построенная на точной документально-практической базе.
Рассматривая журналистику с точки зрения ее овно-илеологической роли, не стоит забывать, что, как социетальные системы не отделены друг от друга, так и роли печати проявляются во взаимосвязи между собой. Это только в теории удается рассматривать их порознь. И на практике не всегда каждая роль бывает очевидна для наблюдателя. Однако для тех, кто является участником деятельности прессы, очевидно, что соблюдение баланса в соотношении ролей необходимо.
- Билет №1. Возникновение журналистики: предпосылки и начальные этапы развития
- Информационная.
- Духовная.
- Материально-технические предпосылки.
- Социальные предпосылки.
- 5. Экономические предпосылки.
- Идеологические и политические предпосылки.
- Билет №2. Либертарианская теория прессы
- Билет №3. Авторитарная теория прессы
- Билет №4: Теория социальной ответственности прессы
- Билет №5: Буржуазная и социалистическая модели журналистики
- Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати
- Билет №7. Духовно-идеологическая роль журналистики
- Билет №9 Журналистика как средство массовой информации
- Билет №10. Журналистские союзы и организации
- Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.
- Билет №12. Информационные службы в системе сми
- Билет №13. Качественная и массовая пресса
- Билет №14. Марксистская концепция прессы и теория социальной ответственности журналистики
- Билет №15. Нормативно-правовой подход к свободе печати
- Билет №16. Организаторская функция журналистики
- Билет №17. Понятие гласности и ее проявления в журналистике
- Билет №19. Понятия журналистики, сми, смк, публицистики
- Билет № 20: Происхождение и социальное значение лозунга свободы печати
- Билет № 21: Профессиональная классификация журналиста (составляющие и критерии оценки
- Билет № 22: Профессионально- этические принципы журналистской деятельности.
- Билет № 24: Система сми и перспективы ее развития
- Билет № 25: Система функций журналистики (общая характеристика)
- Билет № 26: Типология сми: общая характеристика
- Билет № 27: Социально-регулирующая роль прессы
- Билет № 28: Типология прессы по региону и специализации
- Билет №29: Типология прессы по учредителю и издательским характеристикам
- Билет № 31: Феодально-монархическая и религиозно-клерикальная модели журналистики
- Билет 32. Онтология журналистики
- Билет № 34: Аксиология журналистики
- Билет № 35: Деонтология журналистики
- Билет № 36: Культурология журналистики
- Билет № 37: Антропология журналистики
- Билет № 38: Массовая информация
- Билет № 39: Функциональное (должностное) разделение труда в редакции
- Билет № 40: Аудитория сми