logo
Ответы на экзамен по ОТЖ (Основы теории журналистики)

13. Социальная позиция журналиста. Механизмы её формирования.

В России, как и во многих других странах, законодательно закреплен отказ от единой идеологии и провозглашена возможность и необходи­мость широкого идеологического и политического плюрализма, что со­здает предпосылки для формирования, выражения и отстаивания самых разных социальных позиций в журналистике.

Для каждого журна­листа возникает принципиально важная проблема: какую позицию по социальным вопросам занять, на чьей стороне выступать и как действо­вать, чтобы в наибольшей мере его оценки и предложения отвечали бы действительно требованиям «до­бра, истины и справедливости».

Чем более распространено влияние журналистики как «четвертой власти», тем большей критике она подвержена со стороны различных соц. сил. Если подобные претензии дей­ствительно обоснованы, то единственно честная реакция журналиста на критику – согласие с заме­чаниями и внесение поправок в последующие публикации.

Иное дело, когда упреки идут по линии несогласия с принятой жур­налистом позицией. Она может проявляться в текстах открыто, когда журна­лист определенно и резко выступает в защиту тех или иных соц. слоев и поддерживающих их партий, или быть скрытой, декларироваться как «сле­дование фактам», от имени «независимой» позиции. Но позиция как отстаивание интересов опре­деленных общественных сил определяет подход журналистов к явлениям жизни, их понима­ние и оценку, характер предлагаемых решений в экономической, поли­тической, правовой и др. сферах.

Сущность верной формы проявления соц. позиции диалектична, поскольку требует сочетания твердости в представлении и аргументировании своей позиции и одно­временно толерантного отношения к иным общественным силам. Поэтому главное - поиск на основе консенсуса (согласия) общего подхода к решению вызывающего разногласия общественно значимого вопроса.

Разумеется, для журналистики общечеловеческие ценности состав­ляют основу ее социальной позиции. Но журналист и сам включен в жизнь и в свою профессиональную деятель­ность как носитель черт определенных социальных групп и в соответствии с этим выступает защитником интересов и ценностей тех или иных групп. И эта соц. позиция на сторо­не конкретной соц. группы не только не предосудительна, но, реали­зуемая без нарушения закона, общественно необходима и благородна, ибо в ее основе лежит забота о человеке, хотя и в его частном статусе.

В со­ц. позиции в индивидуальной форме реализуется диалек­тика общечеловеческого и частногруппового. Для одних на пер­вое место выступают общечеловеческие гуманистические ценности, для других - частногрупповые, а для третьих свойствен трудный поиск баланса (заботься о себе, но не во вред другим).

Журналист ни в коем случае не должен полагаться на стихийное формирование позиции «по обстоятельствам» (в зависимости от «места службы» и т.д.). Тут важное значение имеет глубокая работа ума и вдумчивое осознание своих позиций и привязанностей в связи с закономерностями жизни общества, в которой «общее» и «частное» взаимодополнительны.

Вторая задача журналиста- определить свое ме­сто в соц. структуре общества. В разных социальных концепциях существует разнаые структуризации соц. системы общества. (Что такое «средний класс» и существует ли он реально как целостность? К какому классу следует относить работников торговли или сферы услуг? И т.д)

Третьей задачей при формировании социальной позиции выступает не­обходимость понять сложность отношений между различными «частями» человеческого сообщества-между странами, регионами, конфессиями и др. Это требует от журналис­тов нового взгляда на общемировые процессы и в связи с этим на все, что находится в поле его непосредственного внимания.

При формировании своей социальной позиции журналист должен учитывать по меньшей мере два исторических фактора…

Первый: в мире, где действовали (по всеобщему признанию) три силы: мировой империализм («запад», «свободный мир»), страны социалистиче­ского содружества («мир тоталитаризма», «империя зла», «советский блок») и третий мир, в котором активно заявило себя движение неприсо­единения, возникли политич.,экономич., экологические, информацион.,и др.«глобальные проблемы», которые оказыва­ются неразрешимыми в рамках отдельного государства и требуют согласованных усилий всего мира.

В этих условиях социальные позиции журналистов формируются на основе идеи «деидеологизации международных отношений», т.е. они обязаны сделать акцент на общечеловеческих интересах, приглушая частногрупповой (национальный, региональный, блоковый и т.д.).

Второй фактор, способствующий формированию новой позиции жур­налиста, связан с тем, что серьезные изменения претерпевают сами осно­вы (экономические, политические, социальные) жизни современного об­щества.

Если в формирующейся новой цивилизации (посткапиталистической и посткоммунистической) впервые в истории человечества равноправными ее творцами оказываются все общественные группы, то для журна­листа кажется очевидным и новый способ формирования своей позиции.

Справедливым сточки зрения исторической необходимости будет вы­ступление журналиста на стороне любой, или нескольких, или всех сразу социальных слоев общества («горизонтальных» или «вертикальных»). Вопрос только в том, какой слой журналист считает «своим», каким обра­зом он понимает его роль в системе соц. отношений, как видит его на фоне других и какие его интересы стремится отстаивать.

Таким образом, выбор и, далее (в процессе творческой деятельнос­ти), корректировка социальной позиции журналиста - это сложный, многогранный, творческий процесс, результаты которого неодинаковы у разных журналистов. В этой неодинаковости - гарантия, что все инте­ресы всех слоев общества будут представлены в журналистике, а в ходе столкновения разных подходов и выработки позиций на страницах га­зет и в программах радио и телевидения они будут сближаться и уточ­няться, согласовываться и развиваться, в максимальной мере выражая общественные интересы, постоянно «держа в уме» общечеловеческие гуманистические подходы и ценности, руководствуясь ими в своих оценках и суждениях.