Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
Определенное время после своего рождения кинематограф воспринимался исключительно как развлечение, аттракцион для аристократов. Тем не менее, спустя примерно десятилетие стали отчетливо видны попытки ранних деятелей кино понять и дать определение сущности кинематографа как такового, указать на черты, утвердить его статус как искусства и указать черты, отличающие его от других видов искусства (литературы, музыки, живописи, фотографии, танца и проч.). Именно стремление создать «чистое» кино, очищенное от «шелухи» других искусств и становится определяющим фактором деятельности первых теоретиков кино.
Отличительной особенностью раннего этапа развития теории кинематографа является неразрывная связь теории и кино-практики. Большинство ранних теоретиков выступали также и в качестве режиссеров и сценаристов своих фильмов, главная задача которых состояла в том, чтобы проиллюстрировать их собственные теоретические выкладки.
К первым французским теоретикам кино следует отнести Луи Деллюка (1890–1924), Леона Муссинака (1890–1964), Ричотто Канудо (1879–1923), Марселя Л’Эрбье (1888–1979), Жана Эпштейна (1897–1953).
Основателем кинотеории принято считать Ричотто Канудо. Центральной работой Канудо, призванной утвердить статус кинематографа как полноценного искусства стал «Манифест семи искусств» (1911).
Основа эстетики Канудо – идея синтеза пластических (архитектура, живопись, скульптура) и ритмических (музыка, поэзия, танец) искусств.
«Мы подведи итог практической жизни и жизни чувств. Мы соединили Науку с Искусством (я имею в виду открытия, а не аксиомы Науки), с идеалом Искусства, прикладывая первую ко второму, чтобы уловить и запечатлеть ритмы света. Это кино».
«Мы переживаем первые часы нового Танца Муз вокруг обретшего новую молодость Аполлона. Хоровод света и звуков вокруг несравненного очага: нашей современной души»1.
Наибольший вклад в развитие ранней теории кинематографа внес Луи Деллюк, предложивший и обосновавший теорию «фотогении» («Фотогения», 1920).
Фотогения – сущность кинематографа, отличающая его от фотографии, живописи и прочих искусств. Также это свойство самих предметов реальности на экране выглядеть не так, как в жизни. Фотогению Деллюк связывал с правдивостью, «неинсценированностью» явлений, реализмом.
«С тех пор, как увидели, что оно [кино] таит в себе возможности прекрасного, сделали все, чтоб загромоздить, отяжелить его, вместо того, чтоб, не переставая, идти к простоте. Наши лучшие фильмы часто обезображены именно благодаря этим чрезмерным ухищрениям и искусственности»2.
Литература:
Аристарко Г. История теорий кино. М.: Искусство, 1966.
Деллюк Л. Фотогения. М.: Новые вехи, 1924.
Из истории французской киномысли: Немое кино 1911–1933 гг. / Сост. М.Б. Ямпольский. М.: Искусство, 1988.
Луи Деллюк
- Основные понятия семиотики кино
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 1
- Элементы киноязыка и киностилистики в семиотическом аспекте – 2
- Киноцитата, интертекстуальность в кино
- Монтаж – 1
- Монтаж – 2
- Перспектива. Композиция кадра. Свет
- Хронотоп. Ритм
- Актер. Жест и мимика
- Точка зрения
- Кинематографические направления (общие типологические сведения).
- Зарождение кинематографических школ. Французская киномысль первой трети XX века
- «Фотогения»
- Формалисты
- Сборник «Поэтика кино» (1927)
- Тынянов ю.Н. «Кино – слово – музыка» (1924)
- Сергей Эйзенштейн
- По ту сторону игровой и неигровой (1928)
- О форме сценария (1929)
- Монтаж (1938)
- Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов
- Бела Балаш
- Рудольф Арнхейм
- Зигфрид Кракауэр
- «Теория фильма» (1960)
- Андре Базен
- «Что такое кино?» (4 тома, 1958–1962)
- Тартуско-московская школа
- «Поэтика композиции» б.А. Успенского
- Умберто Эко
- «Отсутствующая структура» (1968)
- Ролан Барт
- «Проблема значения в кино» (1960)
- «Camera lucida: Комментарий к фотографии» (1980)
- Американская кинокритика
- Жиль Делёз
- «Кино», тт. 1 («Образ-движение») – 2 («Образ-время») (1983–1985)