15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
Спонтанность - устной речи может быть и неоспоримым достоинством: если вербальная форма речи возникает непосредственно, в ходе ее произнесения – это создает особый контакт с аудиторией, который невозможен, если звучит речь заученная или, что еще хуже, озвучивается записанная речь (текст читается).
Понятия «спонтанность» и «неподготовленность» речи не синонимичны. Различается степень подготовленности речи: она определяется и ситуацией общения, и личностными особенностями говорящего (уровнем его речевых умений).
Неподготовленная речь – импровизация, план выражения формируется спонтанно
Подготовленная речь – импровизация частичная, план содержания продуман
Естественно, что говорящему следует знать свои возможности и в ситуациях официального общения не рассчитывать на импровизацию: в более сложных случаях возможно предварительное составление плана, запись тезисов и даже текста сообщения (но не чтение его в момент общения).
Спонтанность устной речи способствует проявлению таких недостатков звучащего текста как излишний лаконизм (преувеличены возможности слушателя – допускаются пропуски в доказательствах) и избыточность (говорящий не успевает отрабатывать вербальную форму мысли – возникают повторы, уточнения, в которых нет необходимости). Это результат несинхронности мышления и вербального «формулирования мысли». Спонтанность устной речи требует от говорящего достаточной жесткости самоконтроля.
В плане сопоставления следует отметить меньшую нормированность устной речи по сравнению с письменной, менее жесткие правила оформления, более активное проявление эмоционально-волевого «Я» говорящего (прежде всего – через невербальные средства общения).
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.