logo
ОТЖ (2)

Билет № 6: Буржуазно-предпринимательский подход к свободе печати

Свобода в понимании буржуазно-предпринимательского подхода тоже свобода, но взятая в другом измерении – не в духовном или социальном, а в производственно-экономическом. Собственник газеты подчиняет себе литераторов, которые привыкают смотреть на работу как на самоцель, а не средство выполнения обязанностей перед обществом.

Карл Маркс выступал ярым противником такого подхода. Он не отрицал, что писатель должен зарабатывать, чтобы иметь возможность писать. Но он считал, что писатель не должен писать, чтобы зарабатывать.

В действительности духовное и материальное начала в СМИ не могут не примиряться. Тем не менее конфликт между свободой творчества и коммерческими интересами в латентной форме сопроваждает практику любой редакции. Отечественная пресса только начинается смиряться с таким положением вещей. Показательным является пример с НТВ: расколовшемся на тех, кто решил остаться при новой власти и мятежников – журналистов, считающих, что именно они должны влиять на гражданско-политические установки на канале, определять его творческое лицо.

Предпринимательский подход к журналистской деятельности сформировался в противовес революционно-демократическому взгляду.

Такая свобода печати – тоже свобода, но в другом измерении, не в духовном и социальном, а в производственно-экономическом.

Собственник подчиняет себе работничков, которые привыкают смотреть на работку как на самоцель, а не средство выполнения обязанностей перед обществом.

Этот подход служит фундаментом производственно-экономической роли журналистики, главным в ней является её товарная сущность. Это естественно.

Информация – собственность. Её циркуляция в системе СМИ в соответствии с данным подходом: любой источник продает информацию – репортер получает информацию – репортер в определенной форме продает информацию редакции – информация преобразована в новости – новости передаются распространителям – распространители выбрасывают их на рынок.

Состояние экономики определяет состояние прессы. Рынок сам по себе произволен – необходимы регулирующие факторы (государственная политика).

Прохор (далее – Доктор Доббро):

Для создания органа СМИ необходимы финансы. Учредитель должен обладать ими, либо обладать спонсором. Зачастую второе приводит к тому, что СМИ оказывается во владении коммерческих структур.

Источники доходов СМИ:

1. Доходы, получаемые от потребителя информации;

2. Реклама (базовый источник);

3. Субсидирование учредителем;

4. Для государственных СМИ – средства государственного бюджета.

Путь к спасению:

1. Выбор в качестве спонсоров близких по позиции организаций;

2. Необходимо добиться того, чтобы доходы превышали расходы;

3. Создание объединений – концернов и холдингов (сращение с другими сферами бизнеса).