2. Условия функционирования и характер европейских газет в XVII веке.
Раннюю концепцию печати можно назвать авторитарной, т.к. пресса была инструментом власти в руках властей. Главными задачами прессы было служение монарху, поддерживать власть, воспитывать верноподданнические чувства. Монарху принадлежало исключительное право на печатное слово. Только он имел право выдать патент на издание газеты. По желанию государя у провинившегося издателя патент забирался.
Другой формой регулирования прессы была цензура. В XVI-XVII вв. активизируется деятельность инквизиции, она была главным орудием Ватикана в борьбе с Реформацией.
В XVI веке светская власть становится усердной помощницей в сфере контроля за печатью. В XVII веке во многих европейских государствах были учреждены специальные комитеты и комиссии, на которые возлагались цензорские функции. В 1613 году французский король Людовик XIII забрал у Парижского университета цензорские полномочия и передал их специальному Цензурному комитету. Авторы крамольных сочинений подвергались наказанию кнутом, при повторном обвинении приговаривались к смерти. Так, например, был сожжен на костре печатник Мартин Ломм за распространение «клеветнических книг и листовок». Страшной казни был подвергнут английский типографщик Твин за публикацию не разрешенного цензурой памфлета. Его четвертовали, а части тела выставили в разных частях Лондона.
Статус первых «журналистов» был невысок. В строгом смысле не существовало профессиональных журналистов. Людей, которые зарабатывали бы на жизнь исключительно журналистским трудом. На начальном этапе существования газет печатник, главный редактор и издатель совмещались в одном лице – им был владелец типографии
Поставщиками сведений были случайные люди: купцы, путешественники, солдаты, мореплаватели. Эти новости публиковались без имени «корреспондента» и оплачивались довольно скромно. Другим источником первых европейских газет были люди, долгое время находящиеся за границей – дипломаты, литераторы-эмигранты и т.д. С XVI века многие европейские правители стали посылать своих послов в другие государства. Это было подтверждением статуса. Дипломаты поставляли газетам политическую и коммерческую информацию. За свои услуги они получали щедрое вознаграждение, но их публикации были анонимными. Сотрудничество с газетой имело второстепенное значение: оно не приносило славу, известность, денег. Печататься в газетах и получать за это гонорары считалось недостойным занятием. Этими причинами можно объяснить анонимный характер публикаций в периодической печати той эпохи.
Газеты в XVII веке стоили дорого, это объясняется дороговизной бумаги. Тиражи первых европейских газет были невысокими, средний тираж 300-400 экземпляров. Причины этого: скромные типографские возможности, низкий уровень грамотности населения, дороговизна газет. Газета была ориентирована на элиту, узкий круг образованных и богатых людей. Она не рассматривалась как коммерческое предприятие, как способ получения прибыли. Газеты была рупором власти, трибуной для выражения взглядов политиков, общественных деятелей, литераторов. Официальные издания, как правило, финансировались из государственных источников. Прочие газеты и журналы существовали на доходы от подписки и реализации. Экономические основы газетного дела еще не были развиты. Объявление коммерческого характера станут источником финансирования газет лишь с 30-х годов XIX века.
Первые европейские газеты были, как правило, еженедельными. Ритм газетной периодики совпадал с ритмом почтового сообщения. В то время почта прибывала и отправлялась раз в неделю.
По содержанию первые газеты представляли собой пестрый набор новостей из разных концов земного шара. Главная идея первых издателей заключалась в том, чтобы «собрать новости о событиях вместе». В газете, в отличие от «новостных баллад», новости подавались исключительно в прозаической форме. Центральное место занимала сводка международных новостей. К этим сведениям присоединялись полезные советы, сенсации, объявления. О событиях внутриполитической жизни почти ничего не сообщалось. Новости не комментировались. Это была информационная, а не политическая пресса. Информация не подвергалась систематизации и редакторской правке. В первых газетах отсутствовали разделы и рубрики. Невнятной была их политическая ориентация. В XVII веке преобладали издания литературного, философского, научного характера, а не информационно-политическая пресса.
Первые газеты не имели названий в современном понимании этого слова. Не было указаний на политическую, философскую, литературную позицию, которая бы ориентировала читателя в содержании газеты. Зачастую первые газеты озаглавливались так: «Сообщения», «Ведомости», «Новости», «Продолжение наших предыдущих новостей». Первые голландские газеты «корантос» вообще не имели постоянных названий. Каждую неделю название могло меняться в зависимости от новостей. Но каждый очередной выпуск уже имел порядковый номер.
Внешним видом первые газеты напоминали современные журналы. Они были небольшого книжного формата, их объем варьировался от 6 до 25 страниц. Верстка осуществлялась в одну колонку, как в книге во всю ширину страницы. Газеты печатались на плохой бумаге. Оттиск был нечетким, оформление было небрежным с многочисленными опечатками.
Большинство европейских периодических изданий печаталось латинским шрифтом (прямой светлый шрифт был принят во Франции, Великобритании, Италии и т.д.). Немецкие газеты с XVII века и до конца Второй мировой войны печатались особым готическим шрифтом.
Содержательные и формальные особенности первых газет говорят о том, что они не имели самобытного единства, целостности, не обрели собственного лица. Они не научились пока говорить с читателем на свой особый манер, своим собственным голосом. Вместо этого читателю предлагалась сводка зарубежных новостей, разбавленная многочисленными «утками» и информацией сенсационного характера.
- Вопросы к зачету
- Журналистика Германии 19 века. План:
- Особенности журналистики Германии.
- 2. Карл Маркс – публицист и журналист. Публицистика к. Маркса и ф. Энгельса после 1849 года.
- 3. Отто фон Бисмарк и печать. Бисмарк и Наполеон.
- 4. Немецкие информационные агентства.
- 1. Английская журналистика в первой половине 19 века. Пресса чартизма.
- Английская журналистика во второй половине 19 века.
- 3. Типология английской прессы.
- 4. Агентство «Рейтер».
- Тема: Журналистика сша в 19 веке.
- Особенности журналистики сша в 19 веке.
- От «персонального» к «новому журнализму».
- Создание массовой прессы.
- 1. Особенности журналистики сша в 19 веке.
- От «персонального» к «новому журнализму».
- Тема: Развитие зарубежной журналистики эпохи Возрождения». План:
- Предпосылки возникновения периодической печати. Первые европейские газеты.
- 2. Условия функционирования и характер европейских газет в XVII веке.
- 3. Особенности развития немецкой журналистики.
- 4. Исторические особенности возникновения и развития французских газет. «Ла Газетт» - средство просвещения и пропаганды.
- 5. Английская журналистика времен революции. Дж. Мильтон, Дж. Лильберн – выдающиеся публицисты.
- 6. «Ареопагетика» Джона Мильтона.
- Тема: Журналистика эпохи Просвещения. План:
- Английская журналистика 18 в.
- 3. Французская журналистика 18 в.
- 4. Журналистика Германии 18 века.
- Журналистика сша 18 в.