Глава 5 Монтаж
МОНТАЖ КАК ЭЛЕМЕНТ АВТОРСКОГО ЗАМЫСЛА
Тот, кто считает, что монтаж начинается лишь после окончания съемок, очень ошибается.
Уже на первых подготовительных этапах работы режиссеру приходится из множества фактов, событий реальной жизни - из огромной массы сырья - выбирать необходимые фрагменты и эпизоды. Например, киевский режиссер-документалист Ольга Самолевская, работая над фильмом «Катерина Билокур. Послание», не могла в часовом фильме рассказать обо всех драматичных и трагических событиях жизни этой замечательной художницы. Режиссер выбрала только то, что считала самым важным, интересным и выразительным для своего рассказа. Детство художницы вместилось всего в несколько очень ярких эпизодов. В фильм вошли рассказы о том, как равнодушные родители уничтожили ее детские рисунки; о поездке в Миргород и впервые увиденном техническом чуде - паровозе; о неудачной попытке поступления в художественно-керамический техникум, где никто даже не посмотрел на рисунки гениальной художницы. Все это -лишь отдельные эпизоды, выхваченные из истории жизни Катерины Билокур, но дающие точное и эмоционально яркое представление о происходящих событиях и характере героини.
Режиссер во время работы над сценарием делает нечто прямо противоположное монтажу - разбивает материал на части и выбирает из него лишь отдельные необходимые куски. И именно эти фрагменты на стадии окончательного монтажа вновь соединятся, чтобы превратиться в фильм или телепрограмму. Кто-то из режиссеров как-то заметил: я во время съемок еще точно не знаю, что будет в моем фильме, но я хорошо знаю, чего в нем не
168
169
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Монтаж
будет... Умение отсекать все лишнее еще на предварительной стадии значительно облегчает работу и концентрирует внимание авторов на действительно важных и необходимых вещах. Принцип: наснимаем как можно больше, а потом при монтаже сообразим, что со всем этим делать, - малоперспективный и довольно опасный. Кое-что должно быть решено на самых ранних этапах работы. Вернемся к фильму Ольги Самолевской. Есть, например, множество восторженных отзывов о творчестве Билокур (в том числе и Пабло Пикассо), существует немало серьезных искусствоведческих исследований, биографических очерков. Их можно было бы ввести в фильм, использовать для написания дикторского текста. Но режиссер отказывается от таких, казалось бы, заманчивых перспектив. Она решила, что фильм будет «монологом» самой художницы. Это решение сразу же отсекло массу хоть и интересного, но чужеродного для этой картины материала. Естественно, что для закадрового текста режиссер использовала лишь письма художницы, ее записи. Точнее - фрагменты из некоторых писем, которые были выбраны автором заранее, во время написания сценария.
Документальный фильм «Российские корни» режиссера Елены Фетисовой в своих основных чертах был сконструирован и выстроен еще до съемок. Эта картина рассказывала о четырех очень разных людях, которых объединила любовь к городу, с которым у каждого из них связано очень многое. Кто-то там родился, кто-то работал, кто-то оказался в ссылке... Герои фильма - виолончелист Мстислав Ростропович, знаменитый мексиканский художник Владимир Кибальчич (Влади), французский писатель Морис Дрюон и бывший российский премьер-министр Виктор Черномырдин. Сюжет строился на четырех сюжетных линиях (историях жизни каждого из героев). Но начинался рассказ с самого Оренбурга. Временами режиссер возвращалась к разговору об этом городе, что стало своего рода рефреном. Построение фильма было решено автором еще на стадии режиссерского сценария.
Исследователь документального кино Юрий Мартыненко, касаясь вопросов монтажной композиции фильма, писал: «К композиции мы относим такие принципы организации художественного произведения, которые отличаются известной «крупностью» и сложностью (поэтому метафора или монтаж-
ный стык, как относительно простые образные средства, композиционными не являются). К композиции, таким образом, относятся операции со временем (торможение или ускорение его хода), повторы тем (напомним, что эти признаки как композиционные рассматривал уже С. М. Эйзенштейн), а также трансформации «точки зрения» - скажем, передача роли повествователя от автора герою и т.п. Композиционные функции выполняют и перестановки крупных сюжетных «блоков»: перемещение развязки на место завязки и т.д. Композиционные принципы пронизывают все произведение. Их отличие от сюжета можно пояснить следующим сравнением: по аналогии с архитектурой наличие в строении определенных функциональных элементов (окон, дверей, лестниц и т.п.) можно уподобить сюжету (завязке, кульминации, развязке...), однако пропорции этих элементов, их соотношение - это уже относится к ведению композиции: вход может быть парадным и черным, окна - стрельчатые или широкие (подобно тому, как экспозиция может быть лаконичной или растянутой»^
Когда я был студентом, зарубежную литературу преподавал нам во ВГИКе замечательный профессор Владимир Яковлевич Бахмутский. На одном из первых же экзаменов вместо привычных билетов он каждому предложил по одному вопросу. Мне достался следующий: для начала вспомнить такие произведения, как «Милый друг» Мопассана, «Госпожу Бо-вари» Флобера, «Айвенго» Вальтера Скотта, «Три мушкетера» Дюма, какой-то роман Бальзака и что-то еще. Не успел я ужаснуться этому объему, как последовал главный вопрос: «Как начинаются все эти произведения? С какого эпизода? И почему именно так начинают авторы свой рассказ? » Сидящей рядом студентке из Эстонии достались те же самые повести и романы. Но она должна была вспомнить финальные сцены. И ответить на вопрос, почему именно так авторы завершают свои сочинения, какое значение в структуре произведения имеют именно эти сцены?
Когда-то известный публицист Александр Архангельский заметил: хорошо пишет не тот, кто умеет хорошо писать, а тот, кто умеет хорошо думать. Перефразируя эти слова, можно сказать: монтирует хорошо тот, кто умеет хорошо мыслить.
170
171
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Как же научиться безошибочно отбирать нужное из огромного количества материала? Как не запутаться в деталях, фактах, событиях, свидетельствах?
Прежде всего необходимо, чтобы режиссер постоянно задавал себе вопросы: почему? зачем? Почему для раскрытия характера героя я выбираю именно эти факты? О чем будут говорить эти кадры? Почему именно они - нет ли более яркого, образного решения? Если эти вопросы постоянно не будет задавать себе сам режиссер, он услышит их от своих зрителей.
Повторю еще раз: режиссер на подготовительной стадии работы должен проделать сложную и ответственную (почти хирургическую!) операцию, отвергнув все лишнее. Это очень сложный аналитический этап работы. Конечно, всего предусмотреть нельзя. И загонять себя в угол, придумав какую-то схему, и потом слепо ей следовать во время съемок не стоит. Но если найдено яркое режиссерское решение, то вы сразу же избавляетесь от многих сомнений: стоит ли снимать тот или иной эпизод, нужны ли вам чьи-то интервью и так далее.
Не все режиссеры строги к себе. Некоторые спешат записать как можно большее синхронных интервью, а потом принимаются искать «картинки», которыми все это можно «перекрыть». Это привычный, но малопродуктивный путь. Если у режиссера есть собственный взгляд на вещи и желание сказать что-то свое, то его творческий поиск будет несколько иным.
Скромная учебная студенческая работа девочки-первокурсницы называется «Площадь Победы». Она рассказывает об одной из главных площадей Киева. И не только о ней. Точнее -вообще не о ней. Что же интересного может найти режиссер здесь для своей миниатюры? Прохожие, машины, универмаг «Украина», отель «Лыбедь», агентство воздушных сообщений, цирк, подземный переход, кафе, бульвар Шевченко... Ничего из всего этого — сразу приходящего в голову — в фильме нет. А есть другое. То, что режиссер выбрал еще до съемок, то, что привлекло его внимание. Мы увидим в фильме монумент, посвященный Победе над фашистами, и праздничные флаги в майский день. Увидим бесконечную очередь к немецкому посольству, расположенному рядом с площадью,
Монтаж
увидим людей с анкетами и паспортами, их лица — утомленные и задумчивые. А еще мы станем свидетелями прощания — почти от самого цирка отправляется в Германию рейсовый автобус. Последний взгляд на родной город людей, занявших свои места в салоне. В сияющем стекле автобуса отражается памятник Победе и бодрые праздничные лозунги. А еще мы увидим печального клоуна, который рядом с площадью у двери небольшого кафе жонглирует разноцветными мячиками и грустно наблюдает за тем, что происходит перед ним - на площади Победы.
В этом фильме нет ни одного слова. Но все понятно (и мысль, и настроение) - благодаря выбору объектов и монтажу.
Монтажную композицию этого очень простого фильма режиссер Алена Алымова создала еще до съемок.
Режиссер должен учитывать особенности зрительского восприятия. Так, например, известно: стоит режиссеру соединить в монтаже два кадра или два эпизода, как зритель сразу же начинает искать их взаимосвязь. Зрители будут стремиться понять, что же это означает, зачем это сделано?
Искусство режиссера состоит в том, чтобы уверенно вести за собой зрителя, поддерживать его интерес к происходящему, не сбивать с толку случайными кадрами и ненужными эпизодами.
Добиться этого непросто. Каждый кадр, каждый монтажный стык должен быть мотивирован. Другими словами - режиссер своими кадрами обязан грамотно задавать вопросы и своевременно давать на них ответы.
Возьмем для примера еще один студенческий этюд. Девушка поздним вечером выходит из трамвая. Она поднимает голову, и лицо ее становится озабоченным. Это - первый кадр. У зрителя возникает вопрос: что именно так ее взволновало? Следующий кадр дает ответ. Перед девушкой простирается безлюдная черная и страшная аллея. Девушка идет по дорожке среди зловещих, жутких деревьев. Вдруг она испуганно оборачивается. Зритель, естественно, хочет понять, что именно ее испугало. Режиссер отвечает: в следующем кадре мы видим мужские ноги в огромных ботинках, которые тяжело ступают по земле. Девушка ускоряет шаг. Параллельный монтаж (поочередно на экране мы видим то одно действие, то другое): быстро идет де-
172
173
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
Монтаж
вушка, тяжело ступают мужские ботинки. Девушка резко сворачивает на боковую дорожку. Ботинки исчезают из поля зрения. Но звук тяжелых шагов слышен из-за деревьев. Зритель хочет понять: кто же этот человек, преследующий девушку? Но режиссер не спешит отвечать. Он тянет время. Усиливает напряжение. Вдруг звук мужских шагов обрывается. Зрителю интересно - куда же подевался этот маньяк? Это интересует и напуганную девушку, она оборачивается, всматривается. И видит, что ее преследователь просто-напросто встречал на темной аллее свою жену и теперь под ручку с ней удаляется. Не успела девушка прийти в себя, как она слышит какие-то страшные звуки - то ли волки завыли, то ли ветер застонал в проводах. Страшно заскрипели деревья. Девушка ускоряет шаг и почти бежит. Вдруг из-за деревьев появляется сомнительная компания, на вид - настоящие бандиты. Девушка мчится со всех ног. Бандиты смотрят на нее, и вдруг наглые улыбки сползают с их лиц. Они в ужасе отступают от девушки и внезапно обращаются в бегство. Зритель хочет понять - что именно произошло? Следующий кадр дает ответ. Оказывается, девушка уже не просто бежит. Она летит, не касаясь земли, и на фоне полной луны влетает в окно третьего этажа своего дома.
Что бы ни собирался снимать режиссер - рекламу, документальный очерк или игровую работу, - можно утверждать: он постоянно будет ставить в начале какие-то вопросы и постепенно давать на них ответы.
Нам тяжело слушать, когда кто-то неумело пересказывает какую-то историю. Уже все понятно, а рассказчик топчется на месте, мы чем-то заинтересовались, а он вдруг заговорил о чем-то другом, не относящемся к делу. Когда-то Шекспир словами Макбета утверждал: наша жизнь похожа на книгу, которую пересказывает дурак, - много событий, много слез, только смысла никакого нет... Режиссер должен заботиться о том, чтобы смысл его произведения дошел до зрителей.
Если исходить из вышеупомянутой теории «вопрос - ответ» и проанализировать самые разные экранные работы, можно обнаружить традиционные режиссерские ошибки.
Лишние кадры (лишние эпизоды). Они не работают на замысел, не задают интересные вопросы или не отвечают на
них. Отвлекают внимание от главного. Без надобности тормозят действие.
В соответствии с режиссерским замыслом в фильме о Катерине Билокур абсолютно лишними были бы интервью со знакомыми художницы, соседями или политическими деятелями. Хотя в другом фильме режиссер, руководствуясь иным замыслом, вполне мог бы записывать интервью с родственниками и почитателями мастера. Но Ольга Самолевская предоставляет право говорить в фильме только самой художнице. Таким образом, лишним оказался и традиционный дикторский текст — все, что хотел сказать режиссер, сказано текстами писем художницы. Но вот обратный пример. Польский документальный фильм «Так себе...» о кинорежиссере Кшиштофе Кислевском весь построен на синхронных интервью. Разговоры и беседы с Кислевским снимали его ассистенты и ученики в перерывах между съемками нового фильма режиссера. Неожиданная смерть мастера сделала эти кадры бесценными. Авторов документального фильма совсем не испугало то, что на экране все время будет «говорящая голова». Они не искали каких-то «поэтических, образных кадров», чтобы сделать свой фильм ярче и интереснее. Именно подобные кадры были бы явно лишними в этой работе. Кстати, у нас очень боятся фильмов, построенных на интервью и «говорящих головах». Польские документалисты этого не испугались. И огромный зрительный зал стоя поздравлял их, победителей престижного международного кинофестиваля документальных фильмов в Марселе. Решающим в подобной ситуации является то, чья это голова. И что именно она говорит.
Следует отличать «лишние» кадры от тех, что создают определенную атмосферу, нужное настроение. Фильм - не строгая математическая формула. И не голый телеграфный столб. Например, восход солнца в фильме «Мужчина и женщина» создает необходимую атмосферу - романтическую, даже героическую. Герой-автогонщик, утомленный и не бритый, сразу же по окончании многодневной гонки мчится на рассвете к своей возлюбленной. Восход солнца застает его в пути. И здесь это абсолютно к месту. Но сколько неуместных и лишних восходов и заходов солнца появляются на экране (особенно в до-
174
175
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
кументальных фильмах!) только из-за того, что это красиво. Режиссеры очень любят вставлять такие кадры в начале или конце фильма. На одной студии как-то даже появилось шуточное объявление: «Сколько можно снимать восходы солнца? Причем абсолютно одинаково. Попробуйте снять его как-то по-новому. Например, сбоку...»
Иногда кадры, которые на первый взгляд могут показаться лишними, на самом деле крайне важны.
В фильме Альфреда Хичкока «Психо» есть такой эпизод. Девушка украла деньги у своего хозяина и бежит из города. Вдруг она замечает, что за ее машиной неотступно следует полицейская машина. Сначала она не обращает на это особого внимания: полиция еще ничего не может знать о ее преступлении. Но куда бы она ни поворачивала, полицейская машина следует за ней. Девушка начинает нервничать. Она останавливается. И полицейская машина останавливается. Она трогается с места. И полицейская машина трогается. Все это происходит на протяжении долгих минут экранного времени. Повторяются в разных вариантах кадры все более взволнованной девушки и непроницаемого полицейского в черных очках. И наконец, когда напряжение достигает апогея и девушка почти готова сдаться полицейскому и во всем признаться, на какой-то дорожной развязке полицейская машина поворачивает в сторону и навсегда исчезает из фильма.
Эти кадры (хоть они и повторяются) - не лишние, так как прекрасно передают и демонстрируют внутреннее состояние героини. И мастерски оттягивают ответ на зрительский вопрос: неужели полиция уже все знает?
Лишние кадры (иногда даже очень эффектные) - это кадры «не из этого фильма».
Начинающие режиссеры с трудом расстаются со снятым материалом, с каждым кадром. Им все дорого - и жалко выбрасывать с трудом добытый материал. Для некоторых это просто драма. А еще и оператор просит ни в коем случае не выбрасывать, скажем, удачные пейзажи... Надо научиться быть требовательным к себе и безжалостным.
Продолжительность кадра.
Зрителю требуется некоторое время, чтобы «прочитать» содержание кадра. Разумеется, крупный план можно рассмот-
Монтаж
еть намного быстрее, чем общий, который содержит в себе [ножество объектов, людей и всевозможных деталей. Именно оэтому общие планы, как правило, имеют больший хрономет-аж. Но дело не только в крупности плана. Как мы уже говорили, зрителю требуется некоторое время, чтобы понять содержание. Для каждого кадра есть какое-то свое оптимальное время. Если кадр слишком короткий, зритель ощущает дискомфорт: многое для него осталось непонятным. Если кадр слишком длинный, зритель начинает скучать. Он с нетерпением ждет дальнейшего действия. Означает ли это, что режиссер должен найти золотую середину и строго ее придерживаться? Не всегда. Иногда исключения из правил могут быть очень интересными. Если, конечно, использовать их сознательно.
Множество реклам и клипов построено на очень коротких кадрах, когда зритель поначалу просто физически не в силах рассмотреть какую-нибудь новую модель автомобиля или стиральной машины. Режиссер интригует, оттягивает «развязку». Очень короткие кадры в рекламе нередко используют для вступительных игровых эпизодов, когда, к примеру, горничная эстрадной звезды жалуется на то, что никак не может выбрать наилучший стиральный порошок для своей хозяйки. Ясно, что ни психология, ни достоверность этого экранного персонажа никого не интересуют. Авторам нужно поскорей добраться до финала - сообщить название рекламируемого изделия. А вот этот финальный, ключевой кадр уже будет такой длины, чтобы он хорошо читался и запомнился! (Кстати, когда у вас есть кадры с какими-нибудь надписями - титрами, названиями товаров, цитатами и пр., вы никогда не ошибетесь в их длине, если при монтаже сами не спеша успеете прочитать их вслух).
Очень длинные, явно затянутые кадры тоже иногда становятся важным элементом монтажной композиции. Чаще всего это происходит в сложных авторских фильмах. Немало таких примеров можно найти в фильмах Алексея Германа, Александра Сокурова, Микеланджело Антониони (очень показательна, например, невероятная длина некоторых его кадров в фильме «Профессия: репортер»). Эффект достигается тем, что определенный контекст, настроение, звуковое сопровождение позволяют в одном и том
176
177
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
Монтаж
же кадре делать новые акценты, постепенно открывать зрителям какое-то новое содержание, направлять мысли зрителей в неожиданное русло. Скажем, так построены многие кадры документального фильма Рона Фрике «Барака». Портрет обезьяны, греющейся среди ледяных скал в горячем озере и глядящей по сторонам, благодаря длине и контексту означает гораздо больше, чем забавная зарисовка из «мира животных». В фильме «Портрет» Сергея Лозницы нет кадра короче тридцати секунд, хотя в них абсолютно ничего не происходит. Если длинные кадры оправданы и мотивированы чем-то важным, зритель с удовольствием примет эту игру со временем. В таком случае он сам станет активным сотворцом, потому что ему придется додумывать и строить свои версии относительно происходящего на экране.
Итак, некоторые выводы,
Серьезная подготовка и аналитическая работа режиссера на ранних стадиях работы очень влияет на монтажную композицию произведения. Режиссер должен избегать ситуаций, когда:
Кадры пустые, необязательные, не направлены на выяснение сути дела. Не задают вопросов. Ни на какие вопросы не отвечают.
Кадры ломают логику рассказа, ставя какие-то новые проблемы, не связанные с тем, о чем говорилось ранее.
Кадры отвечают на уже решенные вопросы. Действие топчется на месте.
Зритель не понимает содержания кадра и сути задаваемых вопросов.
Монтажная композиция фильма или телепрограммы, как мы уже выяснили, диктуется драматургией.
Композиция (от латинского сотрозШо - расположение, складывание, объединение) - построение художественного произведения, гармоническое объединение всех частей и элементов в определенной системе и последовательности, средство объединения отдельных эпизодов, совокупность всех выразительных средств.
Документальные фильмы очень часто строятся по самому элементарному принципу - хронологическому. Такой тип ор-
ганизации материала, наверное, самый древний. И уж точно -не самый оригинальный! В этом случае история рассказывается последовательно от начала до конца. Греческие мифы повествовали о героях с рождения до смерти. Началом сюжета, как правило, становилось начало войны или путешествия. Финалом - возвращение странника, свадьба или смерть героя. В таком построении нет ничего плохого. Хотя его некоторая ис-тертость за прошедшие тысячелетия уже заметна. Кто из нас не видел фильмов, построенных по хронологическому принципу: фильм-путешествие («мы отправляемся в путешествие, нас ждут Карпаты, Таиланд, Северный полюс...»), фильмы о городах (начинается повествование со времен палеолита и заканчивается праздничным салютом в День города), фильмы-портреты (герой родился в этом домике, учился в этой школе, похоронен на этом кладбище...). Кроме заслуженного, но не слишком оригинального хронологического принципа изложения, есть более изящные и увлекательные способы ведения рассказа.
Известный теоретик неигрового кино и кинодраматург Евгений Загданский проанализировал некоторые из них:
«1. Сюжет разворачивается по одной линии и включает в себя экспозицию, постановку проблемы (завязку), развитие, кульминацию, концовку.
Сюжет постоянно обогащается за счет авторских отступлений, размышлений героев фильма. В этом случае композиция требует выстроить эти авторские отступления в соответствии с основным ритмическим строем картины. И здесь уместно, пожалуй, напомнить мудрое правило многих талантливых кинодраматургов: сценарий не пишется, его строят!
Развитие идеи фильма идет по двум или трем сюжетным линиям. При сложных композициях возможно, что одна сюжетная линия становится ведущей, а вторая или третья подыгрывают первой. В этом случае также важно соблюсти ритм, иначе основная мысль фильма не прозвучит в должной мере выразительно...
Фильм состоит из трех или больше самостоятельных новелл, которые связаны друг с другом либо общей проблемой, либо общей темой. Новеллы эти могут быть равновеликими по объему, но возможны и другие варианты. Так, например, пер-
178
179
Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры
вая новелла может быть относительно большой, вторая меньше, третья еще меньше и т.д.
Отдельные новеллы фильма могут быть связаны одним героем, одной атмосферой или тонко найденной интонацией...
«Коробочка в коробочке» - композионный прием, который встречается весьма редко. Суть его заключается в том, что одна новелла порождает другую, а та в свою очередь служит завязкой для третьей. На этом композиционном приеме построен, в частности, роман Яна Потоцкого «Рукопись, найденная в Сарагосе»...
Приведем ряд примеров композиций музыкальных произведений, получивших распространение в кинодраматургии.
Рондо. Приемом «рондо» называют авторское решение, при котором начало и финал фильма строятся на сравнительно однозначном или чем-то похожем материале.
Соната. В музыке под этим термином понимают произведение для одного или двух инструментов, состоящее обычно из трех-четырех контрастирующих частей, объединенных общим художественным замыслом. Классическая сонатная форма применяется и при создании композиции фильмов. Так, к этой композиционной форме прибегнул французский режиссер Альберт Ламорис в фильме «Красный шар». В фильме события развивались в течение трех дней, каждый из которых сюжетно имел начало, середину и конец, т.е. по аналогии с сонатой, где отдельная ее часть нередко имеет трехчастное развитие.
Фуга - одна из основных музыкальных форм многоголосного стиля. Построена на последовательном проведении разными голосами одной темы. Можно предположить, что японский режиссер Акира Куросава использовал этот композиционный прием в своем знаменитом фильме «Расемон», где одни и те же события по-разному излагаются героями картины»2
Сделаем некоторые выводы:
Монтаж фильма или телепрограммы начинается не после окончания съемок, а намного раньше. Еще на стадии замысла. Монтаж продолжается во время работы над драматургией будущего произведения. Монтаж идет и во время съемок.
В заключение один практический совет.
Монтаж
Как бы хорошо и детально вы ни продумали все заранее, при монтаже режиссеров ждет немало неприятных неожиданностей. Что-то не выстраивается. Где-то потерян ритм. Какой-то эпизод провисает или затягивает действие. Что-то оказалось недостаточно выразительным. А какой-то второстепенный эпизод вдруг получился удивительно ярким. Режиссера охватывают сомнения. Есть ощущение, что требуются какие-то перестановки. В такой ситуации есть смысл еще раз поискать лучший вариант конструкции уже смонтированного вчерне фильма. Иногда стоит поменять местами некоторые эпизоды, и фильм начинает играть совершенно новыми красками.
Я советую при монтаже прибегнуть к одному очень простому, но эффективному приему. Сделайте бумажные карточки по числу ваших эпизодов. Подпишите карточки. Разложите их на столе. И попытайтесь скомбинировать их наилучшим образом. Такая «игра» очень вам поможет. Возможно, вы увидите, что самый сильный эпизод не должен стоять так рано (этим ударным эпизодом вы вообще закончите фильм!), а эти «разговорные» эпизоды не стоит монтировать рядом. Между ними очень удачно расположится яркий по изображению, резкий и динамичный эпизод. Глядя на карточки и вспоминая все сильные и слабые стороны каждого из ваших эпизодов, вы сможете выстроить фильм наилучшим образом. С помощью этого пасьянса (его, естественно, можно разложить и на экране компьютера) вы сможете одним взглядом охватить конструкцию вашего фильма и внести необходимые коррективы в его монтажную композицию. Это проще и нагляднее, чем комбинировать эпизоды в голове или переставлять их без конца местами в уже сложенном фильме.
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс