22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
По заголовкам можно оценить важность публикации и быстро выбрать необходимую. Основное требование к заголовкам – композиция, стилистика оформления в целом. Композиционно заголовки являются опорными центрами страниц, усиление и ослабление интенсивности которых означает оформительски противоположные действия по руководству вниманием читателя.
Стиль, методы, способы оформления заголовков тесно связаны с такими факторами, как формат и объем издания, количество материалов на полосе, содержание и объем публикации.
Заголовочный комплекс – самый сложный в газете. Он обладает важным для каждого содержательного соединения элементов признаком: мягкостью перехода с одного уровня объединения на другой, размытостью границ между ними. По степеням сложности все заголовочные комплексы можно разделить на три разновидности:
Простые комплексы (собственно заголовок, состоящий из одной, двух строк и более).
Сложные заголовки (объединение на плоскости заголовков нескольких видов).
Составные комплексы (заголовок плюс иллюстрация, врезка и т. д.).
Отличительным признаком газетного или журнального заголовочного комплекса могут служить варианты расположения заглавия относительно текста. Общее правило построения комплекса: одна часть (строка) должна иметь двойной контраст (по размеру и начертанию) с последующим. ЗАГОЛОВОК — название внутреннего подраздела произведения (главы, параграфа, части, раздела) или издания (раздела, части, элементов аппарата); название структурной части рубрики вспом. указателя, обозначающей объект поиска; название, определяющее номер и тему таблицы, содержание ее строк и граф.
Заголовки подразделов произведения (издания):
1) организуют, направляют и облегчают чтение:
— прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться перед тем, как приступить к чтению нового подраздела, и тем самым подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой относительно законченное целое;
— предупреждая во многих случаях о теме последующего текста, они подготовляют читателя к его восприятию;
— членя текст, они, с одной стороны, помогают прерывать чтение на графически фиксированном месте и позволяют читать книгу осмысленными порциями, а с другой — создают благоприятные условия для чтения выборочного, когда читателю нужны в книге материалы только на одну или несколько ее подтем;
2) углубляют понимание произведения, т. к. наглядно раскрывают его строение, соотносительное значение заголовков и соотв. подразделов, место каждого в общей структуре произведения;
3) усиливают справ. функцию книги, облегчая и упрощая поиск частей произведения или издания.
Заголовок для текста. Функции заголовков.
Любая страница в Интернете должна начинаться с заголовка. Заголовок - это первое на что обращает внимание посетитель, когда открывает страницу.
У каждого автора свои стандарты по составлению заголовков, но все они должны выполнять одну функцию: заголовок для текста должен заинтересовать клиента и полностью завладеть его вниманием.
Заголовок - это тот самый элемент продающего текста, который входит в контакт с посетителем самый первый, поэтому он должен оказывать достаточно мощное воздействие, для того чтобы выполнить возложенную на него задачу.
Основные функции заголовков:
1 Заголовок может решать проблему: "Нужен подарок? Мы поможем Вам решить этот вопрос за 1 день стоимостью 350 руб."
2 Заголовок для текста может сообщать потенциальному клиенту определенную долю информации, которая до настоящего момента была ему неизвестна;
3 Заголовок может обещать потенцильному клиенту получить определенный результат: "Следуя моей методике уже через 6 месяцев Вы будете потрясены полученными результатами";
4 Заголовки могут обращаться к строго определенной аудитории, например, "Если Вы бухгалтер коммерческой фирмы" или " Если у Вас астма" и т. д. Но для применения подобного рода заголовков необходимо четко определить свою целевую аудитории, чтобы не отбрасывать тех, кто на самом деле является Вашим потенциальным клиентом.
5 Заголовок для текста может интриговать, и тем самым вызывать интерес узнать, что же будет дальше.
Но перечисленные функции заголовков в чистом виде применяется очень редко, лучше всего работают продуманные, удачные комбинации 2-3 перечисленных типов.
23. Понятие о поликодовом тексте. Невербальные средства выразительности на газетной полосе.
Средства массовой информации играют немаловажную роль в нашей жизни. Поэтому проблема языка СМИ является главной в этой теме. Специфика языка СМИ определяется особенностями коммуникативной ситуации, которую он обслуживает. Дискурс массовой коммуникации характеризуется как дискантный, с индивидуально-коллективным субъектом и неизвестным, количественно неопределенным массовым рассредоточенным адресатом.
Риторическое усиление речи достигается с помощью стилистических фигур и тропов. Их использование отвечает двум основным тенденциям языка газеты – стандартизированности и экспрессивности. Некоторые выразительные средства языка газетной печати превращаются в штампы.
За последнее десятилетие положение газетной речи в стилистической системе русского языка стало еще более сложным. В соотношении основных форм национального языка очевидна экспансия двух неосновных, периферийных форм - жаргона и просторечия. Газетная речь вышла из жесткой системы книжных стилей и активно взаимодействует с разговорной речью. Газетная речь активно взаимодействует с рекламными и ораторскими текстами - вновь актуализированными подсистемами литературного языка. В такой ситуации стилистическая идентичность газетной речи оказывается под очевидной угрозой.
Появляется одна очень важная закономерность: газетная речь растягивается между двумя разнонаправленными стилистическими полюсами - деловой речью и речью разговорной.
Сегодня газетной речью управляют четыре принципа: принцип ударной оценочности, принцип референтности, принцип диалогичности, принцип эгоцентричности.
СМИ в значительной степени определяют нормы языка и общения, и тем более высока их ответственность за то, чтобы эти нормы отвечали лучшим культурным традициям. Но остается только надеяться.
Поликодовый текст – нелинейный текст, газетный текст, сопровождаемый фотоизображением, и другими средствами(мюзиклы, кино).
- 1.Риторика как наука и учебный предмет. Общая и частная риторика. Риторика и профессиональная речь.
- 2. Предмет речи в журналистике. Массовая информация как предмет речи.
- 4. Виды общения. Понятие о коммуникативных неудачах и коммуникативных ошибках.
- 5. Речевая ситуация. Компоненты речевой ситуации и их взаимосвязь.
- 6. Типология коммуникативного намерения.
- 7. Профессионально-личностные качества журналиста.
- 8. Читатель как адресат. Постулат отношения к адресату.
- 11. Факт в журналистике, предъявление факта в различных жанрах. Жесткая и мягкая форма подачи материала.
- 12. Текст как основа речевой деятельности. Определение, признаки и категории текста.
- 13. Речевая деятельность. Понятие о речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Речевая деятельность и речевое поведение.
- 14. Говорение как продуктивный вид речевой деятельности. Устная речь и ее специфика. Основные функции говорения. Роль говорения в профессиональной деятельности журналиста.
- 15. Речь-импровизация: понятие, особенности, специфика в профессиональной деятельности журналиста.
- 16. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменная речь и ее особенности. Письмо в профессиональной деятельности журналиста.
- 17. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность слушания как вида речевой деятельности.
- 18. Функции, виды и способы слушания. Умение слушать - профессионально значимое умение журналиста.
- 19. Барьеры слушания. Условия эффективного слушания в профессиональной деятельности журналиста.
- 20. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности. Сущность чтения как вида речевой деятельности. Механизмы чтения.
- 21. Виды и функции чтения. Чтение в профессиональной деятельности журналиста.
- 22. Заголовочный комплекс на газетной полосе. Типы и функции заголовка.
- 24. Коммуникативные качества речи. Достоинства и недостатки языка газеты.
- 25. Содержательная и стилистическая уместность как необходимое качество языковых средств газеты.
- 26. Риторический канон как модель создания текста.
- 27. Инвенция как этап риторического действия. Методика нахождения материала.
- 28. Понятие о топосах. Основные разновидности топосов.
- 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.
- 30. Элокуция как этап риторического канона. Функции тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.
- 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.
- 33. Общая характеристика информационных жанров.
- 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.
- 35. Заметка: разновидности жанра.
- 36. Репортаж и заметка: общее и специфическое информационных жанров.
- 37. Репортаж: жанровые признаки, структурные компоненты, методика сбора и организации материала.
- 39. Коммуникативно-информационные и стилистические особенности аналитических жанров.
- 40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
- 41. Рецензия: жанровые признаки, функции.
- 42. Общая характеристика художественно-публицистических жанров. Коммуникативные и стилистические особенности.
- 43. Проблемная статья и проблемный очерк: общее и специфическое.
- 44. Путевой очерк: специфика разновидности жанра, особенности авторского «я».
- 45. Портретный очерк как разновидность жанра. Герой и автор.
- 46. Эссе: разновидности, жанровые признаки.