28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
Жур-ка- 1 из мощнейших идеологич соц институтов со сложн дифференцир структурой,синтезирующ многообразн виды деят-сти и специализации, обеспечен современ техникой тираж-ния,распростран соц инфо,ктр выраж цели определ политич сил.
Идеология – это система взглядов, в которых оценка отношения людей к действительности, к друг другу, оценка проблем и способов их разрешения, оценка деятельности государства по преобразованию общества. Разные идеологии формируются, потому что много разных социальных групп со своими интересами и потребностями. Между ними борьба за влияние на массы. Бывает деилогизация(очистка мозгов), реидеологизация(загрузка мозгов), переидеологизация.
Идеологические представления очень важны, потому что ведут людей по жизни.
Журналистика стремится идеологическими средствами создать и укрепить у аудитории определнный тип сознательности( единства сознания, как совокупности представлений о мире, и самосознания, как осознания своего места в мире). Сознательность - определяющий фактор социальной активности. Формирование сознательности происходит у людей самостоятельно и под влиянием идеологических институтов. Журналистика играет в этом процессе самую важную роль, так как действует постоянно, систематически, учитывает перемены в жизни, показывает ее многообразие. Поэтому именно журналистика способствует ориентации массовой аудитории.
Социальная ориентация-умение разбираться в окружающей обстановке.
Ориентированность – осознание того, что существует в жизни.
Журналистика дает широкую панораму действительности. Целостную картину жизни. При этом важно знать что следует и что можно добиться в жизни. Разные социальные силы по-разному представляют желаемое будущее. Оценка того, что есть в жизни, формируется исходя из того, каково желаемое будущее. Поэтому в разных изданиях эти оценки разные. Ориентация включает в себя и знание того, как этого будущего можно добиться. Это тоже разное в разных изданиях.
Таким образом ориентирование и информирование происходит с помощью дескриптивной, прескриптивной, валюативной и нормативной информации. Ориентация с помощью СМИ может привести либо к широкой и истинной ориентации, либо к слабой и нечеткой.
Достигнутый уровень ориентации масс показывает меру ответственности журналистики перед обществом и то, как она использует свои творческие возможности.
Идеологически ориентирующая деятельность журналистики имеет универсальный характер потому что охватывает все стороны духовного мира человека. Массовое сознание объединяет людей и является мощным двигателем общественной активности. СМИ предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием.
Массовое сознание состоит из ядра( мировоззрение + миросозерцание) и исторического сознания и общественного мнения. Журналистика обращается ко всем этим компонентам. Журналист выражает в СМИ реалии массового сознания и одновременно формирует его, учитывая его реальное состояние.
Мировоззрение играет главную роль в массовом сознании. Это и картина мира и взгляд на мир групп общества, представление об основах жизни, о движущих силах общественного развития. Оно должно быть широким и учитывать мнения разных групп, чтобы формировать правильные оценки и правильное направление деятельности людей. Формирование мировоззрения – главная задача идеологической работы. В журналистике много произведений, которые на это направлены. Одни опираются на существующие концепции, другие ищут новые подходы, но это трудно.
Миросозерцание –это обобщенная модель действительности с помощью эмоциональных образов. Здесь для формирования большую роль играет ТВ, радио. Созданная с помощью газет и программ образная модель развивает понимание аудиторией действительности.
Журналистика так же формирует историческое сознание масс- представление об историческом процессе. Его формируют многие учреждения – театры, музеи. Но у журналистики специфические методы – она может дать как научный подход так и деформировать взгляды.
Общественное мнение – это оболочка массового сознания, это реакция его ядра на явления жизни. Ядро устойчиво, оболочка подвижна и изменчива. Носитель общественного мнения – вся масса людей. Это панорама современности, созданная из самостоятельных суждений каждого. Журналистика должна знать свойства и состояния общественного мнения. В прессе должен быть плюрализм общественного мнения, потому различны позиции его носителей.
В СМИ есть произведения которые обращены ко всем компонентам общественного сознания. Но главное внимание журнаоистика обращает на общественное мнение. Именно поэтому газета выходит на большом поле, чтобы дать возможность человеку обозреть всю совокупность сообщений. Страница газеты – это панорама текущей действительности. Расположение на странице, шрифт и величина заглавия – характеризуют значимость события в ряду других. Материалы обращенные к общественному мнению – основа в структуре газет и программ. Работа на общественное мнение тесно связана с формированием глубинных слоем массового сознания.
Важно сцепление материалов, которые обращены к мировоззрению, миросозерцанию, к историческому сознанию с теми проблемами, которые волнуют общественное мнение. Сущность идеологических функций журналистики в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем широкой ориентации в действительности, которая выражается в том, чтобы формировать все компоненты массвого сознания, но акцент при этом на развитие общественного мрнения.
- 1.Информационно-коммуникативн природа жур-ки
- 2.Сущность протожур-ки
- 3.Протожурн-ка в античном обществе
- 4.Информационные центры античного города
- 5.Первые газеты в Европе
- 6.Первые газеты в России
- 7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
- 11.Зарождение авторитарной теории прессы в 16-17вв в Англии.
- 13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы
- 15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
- 21.Различия между философскими взглядами Маркса и Милля по поводу роли печати в гос-ве
- 20.Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии 19в. В становлении коммунистической системы журналистики
- 23.Теоритические подходы в рассмотрении журналистики от типа политической системы общества.
- 24Взаимозависимость системы журналистики от типа политической системы общества.
- 25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
- 29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
- 27.Основные функции журналистики как социального института
- 32Журналистика как специфический способ духовного производства
- 28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
- 30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
- 5 Уровней,характер степень обобщенности методов познания по Гороховому:
- 34Трактовка понятия «журналистская информация»
- 35Основные подходы к анализу массовой информации
- 39.Субъективная сторона журналистской деятельности
- 41.Основные характеристики продукции журналистской деятельности
- 42.Журналистика как массово-информационная деятельность
- 43.Виды журналистской деятельности: познавательная, информационная, просветительская, воспитательная, коммуникативная,творческая,редакторская,организационная,техническая
- 44Идейно-теоретические концепции свободы печати
- 45.Понятие «функция» в журналистике
- 46Разность концептуальных подходов в определении функций журналистики
- 2 С позиции гносеологии:
- 47.Системный подход в определении функций журналистики
- 48Социально-ролевая характеристика журналистики
- 18 Общественно мнение как средство контроля над сми
- 20Марксистко-ленинско-сталинское учение
- 22 Система партийного контроля сми в советскую эпоху
- 37 Техническая и технологическая база информационных процессов
- 41 Основные характеристики продукции журналистской деят-ти
- 43. Виды журналистской дея-ти
- 44 Идейно - теоретические концепции свободы печати