19. Возникновение лозунга свободы печати и его предпосылки
В своей борьбе с господствующими силами, придерживающимися авторитарной позиции, прогрессивные круги (как и все борцы против господствующих сил, в том числе и крайне консервативные, если их деятельность ограничивается по закону) выдвигают и стремятся реализовать идею полной свободы печати. Исторически соответствующее юридическое требование - лозунг свободы печати - был сформулирован в XVII веке и стал одним из основных требований революционно-демократических сил XVIII века, боровшихся с феодально-монархическим абсолютизмом, придерживавшимся идеи авторитаризма в сфере печати. В странах, где антифеодальное движение развернулось в XIX и XX веках, лозунг свободы печати звучал практически так же (не случайно впервые вышедшая в 1644 году на английском языке знаменитая «Ареопагитика» Дж.Мильтона, отстаивавшая идею свободы печати, в России была переведена в 1907 году).
Лозунг свободы печати, выдвинутый борющимися с феодализмом силами, по сути, требовал свободного рынка идей. При этом в условиях, когда феодально-монархическая печать была свободна, он выражал требование реального уравнения в правах всех «отрядов» журналистики. Свободная в социально-творческом и экономическом планах журналистика антифеодального революционного лагеря требовала таким образом свободы для себя, чтобы получить возможность максимально полно действовать в интересах социального прогресса. Разумеется, охранительные силы прекрасно понимали смысл лозунга и всячески сопротивлялись его реализации, делая лишь частичные уступки по мере давления прогрессивных слоев общества. Полностью реализовать лозунг удается только после их победы.
При этом смысловое содержание лозунга свободы печати было, если можно так выразиться, «чистым» - речь шла вовсе не о праве на вседозволенность, аморализм, антигуманность и т.д. Защитники этого лозунга добивались прежде всего и главным образом возможности противопоставить господствующим силам свои взгляды. Тезисы идеологов были просты и ясны. Во-первых, нужна свобода для публикации всех воззрений и мнений, чтобы на рынок идей были вынесены разнообразные идеи. Во-вторых, «ветры всевозможных учений» должны достигать всех, кто участвует в общественной жизни, кто составляет действующие политические силы. В-третьих, если общественность сможет познакомиться с широким спектром взглядов, с их обоснованием и будет присутствовать при борьбе аргументов и контраргументов, то нет никаких сомнений, что, поскольку истина сильна сама по себе, аудитория присоединится к правильной точке зрения, а ложь и несправедливость будут посрамлены и потерпят поражение.
Эта позиция исходит из чистых побуждений и таких представлений о природе человеческого разума, которые исключают возможность торжества неправедных идей, если правда открыто борется с ложью, которые исходят из представления о природной способности разума различать добро и зло, выбирать верные идеи и отвергать ложные. Отсюда и не раз высказывавшаяся различными представителями передовых сил мысль о том, что они готовы отдать жизнь за то, чтобы их противники могли свободно высказывать свои (пусть даже им ненавистные) идеи. Так, требование свободы печати было прочными узами связано с верой, что при свободном рынке идей победа «истины, добра и справедливости» обеспечена самой человеческой природой. Мысль о том, что свободой печати можно с успехом воспользоваться для манипулирования сознанием, массового обмана, внедрения ложных идей и стремлений, для поддержки унижающих человека низменных страстей, антигуманных стандартов поведения, даже не возникала у идеологов революционно-демократического антимонархического движения.
Вера в то, что полная свобода печати в таком представлении есть абсолютное благо, еще более укрепилась с победой над силами феодальной реакции и установлением демократического буржуазного строя. И конституционной нормой построенного на «обломках самовластья» общества стало освобождение прессы от всякого контроля со стороны государства. В наиболее полной форме это выражено в первой поправке к Конституции США, согласно которой «Конгресс не должен издавать ни одного закона, ограничивающего свободу слова и печати». И в принятых позднее, в XIX и XX веках, конституциях буржуазных государств с демократическим устройством свобода СМИ формулируется достаточно определенно. Так, в Конституции ФРГ записано, что «каждый имеет право свободно выражать и распространять свои мнения устно, письменно, посредством изображений... Свобода печати и свобода информации посредством радио и кино гарантируется. Цензуры не существует».
- 1.Журналистика. Её истоки и предпосылки возникновения.
- 2.Массовая информация в системе категорий журналистики.
- 3.Потенциальная, принятая и реальная информация.
- 4.Информативность сообщения и условия ее достижения. Понятие информационной насыщенности текста.
- 5. Семантика, синтактика, прагматика журналистского текста.
- 6. Дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная информация.
- 7.Специфика массово-информационной деятельности.
- 8. Понятие функции применительно к журналистике.
- 9. Функции журналистики как отражение социальных потребностей.
- 10. Функции журналистики как система, их взаимодействие.
- 11. Понятие «идеология» и идеологические функции сми.
- 12. Культуроформирующие, рекламно-справочные и
- 13. Социальная позиция журналиста. Механизмы её формирования.
- 14. Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции.
- 15. Демократизм и гуманизм как составляющие соиальной позиции.
- 16. Принципы журналисткой деятельности и проблема принципиальности
- 17. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма
- 18. Термины «свобода», «необходимость», «ответственность» в преломлении к журналистике
- 19. Возникновение лозунга свободы печати и его предпосылки
- 20. Экономически условия и факторы свободы сми
- 21.Юридическая сторона свободы журналистики
- 23. Либертарианская система журналистики.
- 26. Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия.
- 27. Понятие «информационный порядок» и пути его достижения.
- 28.Социальные типы демократической журналистики.
- 30. Информационная борьба и информационная безопасность в сфере сми.
- 31. Массово-коммуникационные средства журналистики.
- 32. Инфраструктура средств массовой информации.
- 33. Взаимодействие средств массовой информации.
- 34. Глобализация информационных процессов.
- 35. Журналистика и массовое сознание.
- 36. Структура массового сознания. Функции его основных элементов
- 37. Массовая культура и сми.
- 38. Виды журналистской деятельности и формирование
- 39.Информационная политика сми и формы ее реализации.
- 40. Типы журналистского творчества
- 41 Результативность журналистики и ее формы
- 42 Действенность журналистики и пути ее повышения
- 43.Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией
- 44 Творческие факторы эффективности
- 46. Характеристика закона рф о сми
- 47. Права и обязанности журналистов согласно Закону рф «о сми»
- 48.Журналистская этика
- 49. Авторское право журналистов
- 50. Опровержение в периодическом печатном издании
- Структура информационного рынка россии