Теоретическое познание и его формы.
Здесь преобладает рациональный момент – понятия, теории, законы и другие формы мышления и «мыслительные операции». Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания.
На основе эмпирических данных здесь происходит мысленное объединение исследуемых объектов, постижение их сущности, законов их существования, составляющих основное содержание теорий. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства как:
-
Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов.
-
Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов.
-
Синтез – объединение полученных в результате анализа элементов в систему.
-
Дедукция – движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному.
-
Индукция – движение авторской мысли от частного к общему.
На теоретической стадии науки преобладающим является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.) Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируется в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной (язык математики, формальной логики, химические формулы и так далее).
Вернуться к Содержанию
- Казанский (приволжский) федеральный университет
- Р.П. Баканов
- Актуальные проблемы
- Современной науки
- И журналистика
- Содержание
- Пояснительная записка
- Задачи курса
- Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»
- Объем дисциплины и виды учебной работы Объем материала: 12 часов Форма обучения: заочная
- Содержание разделов дисциплины
- Методические рекомендации студентам по успешному освоению дисциплины
- Материалы к лекциям научное знание в системе знаний Наука и общество. Многообразие форм знания
- Научное знание как система. Особенности и структура научного знания
- Особенности уровней научного познания
- Теоретическое познание и его формы.
- Возникновение науки
- Социально-экономические проблемы современной науки
- Российские ученые – лауреаты нобелевской премии в разные годы
- 1958 Г. – и.Е. Тамм, п.А. Черенков, и.М. Франк – премия за открытие и истолкование «эффекта Черенкова».
- 1962 Г. – л.Д. Ландау – премия за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия.
- 1964 Г. – н.Г. Басов, а.М. Прохоров – премия за фундаментальные работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей на основе принципа мазера-лазера.
- 1978 Г. – п.Л. Капица – премия за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.
- 2000 Г. – ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.
- Заключение
- Глоссарий терминов
- Источники для обязательного чтения
- Литература
- Интернет-ресурсы (сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)
- Список известных ученых и журналистов
- Вопросы к зачету по дисциплине (вопросно-ответная форма, зачет проводится в виде коллоквиума)