logo
ОТЖ (2)

Билет №11 Информационно-коммуникативная роль прессы.

Вопрос о социальных ролях относится к числу ключевых для понимания взаимоотношений прессы и общества, определения государственной политики в сфере СМИ. Среди специалистов не прекращаются споры о том, чем в первую очередь является журналистика – средством информации, областью духовно-творческой деятельности или, например, орудием политического управления обществом? Избежать многочисленных проблем при решении вопроса позволяет социально-ролевая характеристика журналистики.

Согласно этой характеристике, журналистика выполняет 4 основные роли: производственно-экономическую, регулирующую, информационно-коммуникативную и духовно идеологическую. Они соответствуют 4-м социетальным системам, на которые подразделяется общественная жизнь. Соответствие между сферами жизнедеятельности общества и производными от них ролями журналистики можно представить в виде схемы:

Рассмотрим подробнее информационно-коммуникативную роль прессы.

В социальной сфере роль прессы связана с процессами социализации индивидов, групп населения и целых поколений, т.е. с усвоением ими социально-культурного опыта предшественников и вовлечением их в общественные связи и отношения. Люди воспринимают чужой опыт через общение, которое составляетс содержание массовой коммуникации. Таким образом, информационно-коммуникативная роль прессы способствует осознанию членами общества своего статуса и функций, согласованию всех элементов социальной системы и их взаимодействию. Именно в связи с данной ролью первостепенное значение имеет информационная природа журналистики.

К. Маркс справедливо называл печать говорящими узами, соединяющими отдельную личность с государством и целым миром. Пресса обладает уникальной способностью накапливать информацию, служить своего рода памятью человечества. Однако память эта не надежна и иногда может подвести, неправильно расставив акценты на важности событий (выставка «Царскосельское дело», 1911 год).

Ясно, что в сфере общения редакции выполняют отнюдь не технические функции ретрансляторов новостей. Им принадлежит инициатива выбора и освещаемых событий, и тональности подачи фактов, и оценки происходящего. От того, насколько добросовестно журналисты выполняют свою миссию, зависит репутация тех, о ком они пишут или говорят. Полнота, объективность и достоверность сообщений создают своего рода защитный зонтик над сознанием населения, которое находится под угрозой корыстного манипулирования даже при самом демократическом режиме.

С точки зрения эффективности выполнения информационно-коммуникативной роли имеет смысл анализировать содержание прессы, причем по широкому комплексу параметров. Среди них тематика выступлений, источники информации, герои и авторы публикаций, география материалов. У социологов давно разработаны матрицы такого анализа содержания прессы, и любая редакция при желании сможет ею воспользоваться. Так однажды поступили корреспонденты газеты «Версты». Они провели день у экранов телевизоров, следя за выпуском новостей на общероссийских каналах. Как выяснилось, подавляющее большинство сообщений так или иначе касалось событий в Кремле, Правительстве или Думе, а жизни остальной России посвящались единичные сюжеты. При этом более трети материалов носили характер официоза, а в неофициальной хронике преобладали катастрофы, ракетные удары, землетрясения и т.п. Материалов, несущих положительный заряд, почти не встретилось.

Особого внимания заслуживает категория времени, отраженного в публикациях. На прикладном уровне это выражается в требовании к журналистам показывать происходящее в развитии: какова его предыстория, что оно есть сейчас и каким будет завтра.

Выразительные данные были получены при выполнении сравнительного российско-шведского анализа прессы. В отечественных изданиях материалы равномерно распределяются на группы «было», «было – стало», «есть – будет» и «было – стало – будет». В Швеции все по-другому: почти в 70% материалов они прямо связывают прошлое, настоящее и будущее, в 30% - прошлое и настоящее. Такие результаты для российской прессы нельзя истолковать иначе, как ощущение себя и страны на перепутье судьбы, в некоем хронологическом промежутке. Это чувство неизбежно передается аудитории, влияет на ее самосознание.

Прямое отношение к полноценному исполнению прессой ее информационно-коммуникативной роли имеет сеть СМИ, покрывающая все участки демографической карты страны.

Рассматривая журналистику с точки зрения ее информационно-коммуникативной роли, не стоит забывать, что, как социетальные системы не отделены друг от друга, так и роли печати проявляются во взаимосвязи между собой. Это только в теории удается рассматривать их порознь. И на практике не всегда каждая роль бывает очевидна для наблюдателя. Однако для тех, кто является участником деятельности прессы, очевидно, что соблюдение баланса в соотношении ролей необходимо.