Проблема принципиальности современной журналистики. Конформизм, нонконформизм, догматизм, беспринципность.
Верность принципов – верность принципам. Невыработанность принципиальной линии ведет к интуитивному принятию решений и влиянию случайных факторов на поведение, подчинении распространенным мнениям – конформизм:Конформизм -приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, законов, господствующих мнений и т. д.Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд).Социальный конформизм - некритическое принятие и следование господствующим мнениям, стандартам и стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам, установкам.Нонконформизм — готовность, несмотря ни на какие обстоятельства, действовать вопреки мнению и позиции превалирующего большинства сообщества, отстаивать прямо противоположную точку зрения.
Недостаток принципиальности нужно отличать от беспринципности – сознательного отказа от каких либо принципов. Мягкая беспринципность – стремление обойти острые углы, это результат неуверенного знания. Жесткая беспринципность – сознательная позиция журналиста, ищущего не правды, а выгоды.С беспринципностью смыкается догматическая принципиальность.
Догматизм, философская система, исходящая из некоторых основоположений, принимаемых за непреложно достоверных и тождественных действительности без предварительной критики пределов познавательных способностей человека; противоположность критицизму.— Догматический метод, научная система, развиваемая логически из некоторых положений, истинность которых не подлежит никаким сомнениям.Подлинная принципиальность – объединяет глубокую убежденность, основанную на максимально верном знании действующих законов общественной жизни, с умением творчески применять их в качестве познания действительности. Важно и мужество, готовность нести ответственность, терпеть неприятие.Принципиальность требует внимательного отношения ко всем возражениям. Принципиальный журналист, обнаружив ошибку, должен не только честно признаться и исправить, но и уметь учиться на своих ошибках.
Факторы свободы массово-информационной деятельности.Проблема свободы печать появилась от проблемы свободы слова, которая связана с правом человека свободно выражать свои мысли и убеждения.На протяжении большей части истории этот вопрос решался категорично – речи о свободе всячески подавлялись. В период смены формаций начали рассматривать свободу слова. Капиталистическая формация не могла существовать без принципа свободы. Лозунг 1 буржуазной революции – лозунг личной свободы человека (свобода-равеноство-братство), в том числе и лозунг личной свободы слова.Свобода слова получила возможность вести агитацию и пропаганду, ее связали со свободой печати. Таким образом, эти свободы вошли в набор государственных личных прав и свобод.Первые конкретные законы печати – 1881 г, Франция. В России журналистика всегда действовала в условиях жесткой ограниченности. 200 лет верховная власть всегда лично контролировала содержание СМИ.1905-1917 – запрещена антиправительственная пресса. Декрет о печати(большевики) – закрывал все издания кроме РСДРП и эсеро..С 1985 – вопрос о свободе СМИ начал обсуждаться широко.1986 – принцип гласности, государственная пресса может открыто обсуждать: экономическое развитие,общественное развитие,международные отношения
1990 – закон о печати и других СМИ (свобода печати и слова, запрет цензуры, сняты ограничения на создание СМИ)
Экономические условия и факторы свободы СМИ.Чтобы реализовать свою социальную свободу, необходимо обладать экономическими возможностями для реализации своей деятельности.Стартовые затраты – помещение, оборудование, аренду каналов связи, , з\п:-учредитель либо сам располагает необходимыми средствами- либо берет кредиты-либо ищет состоятельного спонсора или соучредителя.Часть СМИ оказывается во владении коммерческих структур, диктующих свою информационную политику.
Функционирование СМИ должно проходить в условиях превышения доходов над расходами. Источники доходов СМИ:- получаемые от потребителя информации (покупка газет, журналов, подписки) – не хватает, т.к. в условия конкуренции идет минимизация цен на продукт, а также бесплатное распространение.- реклама
Если этих ср-в не хватает, учредитель либо субсидирует издания, либо закрывает. Государственные СМИ могут воспользоваться госбюджетом. Государственная поддержка:- налоговая политика- тарифы на покупку необходимых материалов- размещение государственной рекламы. Характер и мера поддержки зависит от того, насколько соответствует деятельность конкретного СМИ интересам СИ.Путь к экономической независимости лежит через создание объединений – концернов, объединяющих в себе сразу несколько информационных институтов. Помимо инф Де они вторгаются в смежные сферы – бумажное производство, полиграфия, радиоэлектроника.Однако сращивание с другими сферами может привести к утере информационной независимости. Гарантией служит антимонопольное законодательство.Правовые факторы свободы СМИ.Мера и формы проявления социально-творческой и экономической свободы регламентируются законодательством. Юридической регламентации подлежат все отношения внутри СМИ. Во всех цивилизованных странах в разное время были приняты законы, направленные на поиск золотой середины между интересами общества, государства и редакций. Юридически точное закрепление прав и обязанностей СМИ очень важно, т.к. журналистика является социальным институтом, все более разветвленным и проникающим во все сферы жизни общества.Есть несколько групп законов:
Регулирующие деятельность СМИ:– закон о СМИ- Федеральный закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»– Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»–о государственной поддержке СМИ- законодательные акты субъектов РФ
2. смежных сфер деятельности, но затрагивающие журналистику:- закон о рекламе- закон об авторском праве-закон о выборах
3. Общегражданские законы:- уголовный кодекс- гражданский кодекс- конституция РФ
4. Нормы и акты международного права
- Вопросы к экзамену по курсу «Основы теории журналистики»
- Массовая информация. Качества массовой информации.
- Семантический аспект массовой информации
- Условия прагматической адекватности.
- Исторические типы журналистики.
- Журналистика как социальный институт
- Журналистика в тоталитарном и демократическом обществах
- Сущность и механизм информационного управления
- Социальная ответственность сми и журналиста
- Результативность журналистики
- Информационная и коммуникативная функции журналистики.
- Культурно-просветительская, рекреативная и рекламно-справочная функции журналистики
- Непосредственно-организаторская функция журналистики.
- Проблема принципиальности современной журналистики. Конформизм, нонконформизм, догматизм, беспринципность.
- Свобода журналистского творчества как фактор свободы сми
- Информационная политика и формы ее реализации.
- Творческие факторы эффективности сми
- Виды творческой деятельности в журналистике. Специфика и сложности журналистского творчества.
- 3. Авторская – (от лат. Создатель)
- Важнейшие гражданские и профессиональные качества журналиста
- Проблемы взаимодействия сми в современных условиях.
- Типологическое разнообразие изданий как результат дифференциации.
- Современная российская журналистика как журналистика переходного периода.
- Теория социальной ответственности прессы