Глава 4 Кадр
Каждый фильм или телепрограмма состоит из множества кадров. Можно сказать, что экранное произведение - это цепочка кадров.
Зрители очень внимательно относятся к каждому из них. Просмотрев двухчасовой детектив, они вряд ли смогут припомнить все кадры, из которых он состоит. Но если в фильме или телепрограмме авторы повторят какой-либо кадр дважды, зрители сразу это заметят.
Теоретики экранного искусства называют кадр наименьшей единицей изобразительного ряда. Говорят еще и так: кадр - это наименьшая единица образного ряда.
Ответственное отношение режиссера к решению и построению каждого кадра - это тест на профессионализм.
Известна история о том, как молодой режиссер-дебютант пришел к Сергею Эйзенштейну просить напутствия перед первыми самостоятельными съемками. Эйзенштейн поинтересовался, что именно будет снимать режиссер в первый день. И тот ответил, что ничего особенного -переднюю, где стоят сапоги.
- Вы должны так снять эти сапоги, - сказал Эйзенштейн, -чтобы, если вы вдруг (не дай Бог!) попадете под трамвай, все сказали бы: смотрите, какой замечательный был режиссер - снял всего лишь один кадр с сапогами, но зато какой кадр остался!.. Вот так и снимайте! Кстати, под трамвай попадать не обязательно.
Относительная легкость видеосъемки (автоматизированные камеры, отсутствие лимита пленки) и безграничные воз-
120
можности телевизионного монтажа порождают у недостаточно опытных авторов эйфорию. Им кажется, что главное - наснимать как можно больше материала, а там обязательно «что-то выберется». Плохая композиция кадра - не беда, при монтаже что-то выкадруем. Аляповатый цвет - сделаем этот кадр черно-белым. Кадр слишком длинный и скучный - мы его при монтаже ускорим. Кадр промелькнул слишком быстро - замедлим. Кадры не монтируются - не беда: в компьютере развернем зеркально, и все будет нормально...
Таких комфортных условий работы не знали поколения кинорежиссеров. У них не было возможности исправить ошибки, допущенные во время съемок. Это требовало от них напряженной подготовки к съемкам, тщательного решения каждого кадра.
Конечно, режиссер должен знать возможности современной телевизионной техники. Но ее не следует использовать лишь в аварийном режиме. Телевизионная техника может помочь режиссеру, она способна усилить звучание каждого кадра. Однако думать об этом режиссер должен не после съемок, а намного раньше.
У самого термина «кадр» есть два значения.
Кадром, согласно общепринятой терминологии, называют отрезок пленки, который снят одним нажатием кнопки, включающей кинокамеру или видеокамеру.
Кадром также называют отдельное изображение на пленке. На кинопленке оно похоже на фотокадрик, но расположено не горизонтально, а вертикально. Отдельный кадрик на видеопленке мы можем увидеть только на экране, когда остановим запись.
Если речь идет о длине кадра, о том, статичный он или динамичный, имеют в виду первое значение слова «кадр».
Если же речь идет о композиции кадра, в большинстве случаев подразумевают именно такой отдельный кадрик.
Когда экранное искусство только зарождалось, один кадр и был фильмом. Достаточно вспомнить «Прибытие поезда» или «Политого поливальщика» братьев Люмьер. Каждый из этих фильмов был снят одним нажатием на кнопку съемочной камеры.
121
Роман ШИРМАН. Алхимия режиссуры
В классическом фильме Альфреда Хичкока «Веревка» (1948 г.) каждый кадр имел продолжительность десять минут (больше не позволяла сама технология кинопроизводства и кинопроката).
Один из последних фильмов кинорежиссера Александра Со-курова «Русский ковчег» - это попытка снять одним кадром с помощью видеотехники полуторачасовую игровую картину. Фильм снимался в Зимнем дворце и рассказывал о событиях, которые на протяжении последних четырех столетий происходили в России. Излишне говорить, насколько сложна и трудоемка подобная работа. Ни оператор, ни актеры, ни многочисленные статисты не имели права на малейшую ошибку во время съемок. И если она случалась, все приходилось начинать
с самого начала.
Возможности кадра безграничны. Монтаж, интересное звуковое решение могут прибавить выразительность и блеск экранному произведению. Но если нет первоосновы - выразительных кадров, об успехе не стоит и думать. Поэтому легкомысленное отношение к отдельному кадру (кадров, мол, много, один лучше, другой хуже - не из чего делать проблему!) - первый признак профессиональной безответственности и беспомощности режиссера.
Одна из важнейших характеристик изображения в кадре -КРУПНОСТЬ ПЛАНА.
Крупность плана - это размер изображения в кадре. Крупность целиком зависит от того, на что именно режиссер хочет обратить внимание зрителя. То есть для того, чтобы решить, какой крупности план нужно снимать, режиссер должен точно знать, что именно он хочет сказать этим кадром.
Представьте себе такой кадр. В кафе сидит девушка, пьет кофе. Она снята довольно крупно. За спиной девушки появляется парень тоже с чашкой кофе, он озирается по сторонам в поисках свободного места, потом вежливо спрашивает у девушки, свободно ли место возле нее и можно ли присесть рядом. Она не возражает. Парень садится. И в этот момент наша камера отъезжает от героев. Открывается все кафе - и мы видим, что оно абсолютно пустое, за многочисленными столиками нет ни одного посетителя, кроме наших героев.
122
Кадр
Смена крупности плана способна мгновенно изменить содержание кадра, расставить новые акценты, придать происходящему интригу, окрасить сцену в иронический или лирический тон. И за всеми этими действиями сразу же начнет угадываться рука режиссера, его манера и стилистика.
Михаил Ромм когда-то приводил пример из одного старого немого фильма. Безработный парень со своей молодой женой страшно бедствуют. После долгих перипетий и мытарств он находит работу. Счастливый муж приносит домой несколько заработанных долларов. Молодожены так рады этому первому заработку, что решаются потратить два доллара на билеты и пойти в цирк. Финал картины. На арене выступает клоун. С ним смонтирован крупный план хохочушей пары - наших героев. Затем начинается медленный отъезд от них. В кадр входят их соседи -справа и слева, сверху и снизу. В кадре смеются двадцать, тридцать, сто, двести человек, тысяча... «Уже с трудом можно отыскать знакомую пару, потерявшуюся среди людского моря, а аппарат отъезжает все дальше, и зритель начинает понимать, что означает этот отъезд камеры - он означает: таких, как эти двое, -миллионы. Идет затемнение и надпись: «Конец»-*
Хотя это может кому-то показаться элементарным, но разговор о режиссерских возможностях в работе над КАДРОМ мы все же начнем именно с КРУПНОСТИ ПЛАНА.
- Глава 1. Смотрю и вижу 9
- Глава 1 Смотрю и вижу
- 1. Изучение биографий великих людей
- 2. Путешествия
- 3. Чтение композиционно острой литературы
- А "к "к
- Глава 2
- 2. Литературный сценарий
- Охранник
- Любовь в плену
- 3. Режиссерский сценарий
- Глава 3
- Режиссерский замысел документального фильма
- Глава 4 Кадр
- Крупность плана
- Панорамы
- Атмосфера кадра
- Один кадр - один фильм
- Глава 5 Монтаж
- Азбука монтажа
- Глава 6
- Мини-хрестоматия
- Глава 7
- Авторское произведение
- Вариации на тему
- Глава 8
- Выбор героя
- Методы съемки
- Глава 9
- 5) Манипуляция звуком и/или изображением не должна иметь места. Любые фильтры, художественное освещение и/ или оптические эффекты строго запрещены.
- 6) Звук никогда не должен записываться отдельно от съемок, и наоборот. Соответственно дополнительные звуки, будь то музы ка или диалоги, не должны добавляться при последующем мик шировании.
- Глава 10 «Опасно свободный человек»
- Часть вторая
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 12
- Глава 18
- Глава 19
- 1П5спЬег
- 3 Питань придбання книги звертатися:
- Вкоаосалшс