14. Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции.
Каждый конкретный индивидуум включен в человечество как носитель определенных групповых черт. Не существует «человека вообще»,есть личность (журналиста, или того, о ком он пишет, или того, к кому обращается), объективно включенная в большую совокупность групп. Каждый человек относится к определенному классу, нации, региону, стране; ему свойственны возрастные, половые, профессиональные, образовательные и другие признаки. А у каждой группы в связи с местом, какое она занимает в жизни общества, и характером отношений с другими группами формируются свои, групповые интересы и ценности, а потому и своеобразные интерпретации общепринятых, казалось бы, идей («справедливости», «равенства», «добра» и проч.).
Журналист и сам включен в жизнь и в свою профессиональную деятельность как носитель черт определенных социальных групп и в соответствии с этим выступает защитником интересов и ценностей тех или иных групп. И эта социальная позиция на стороне конкретной социальной группы не только не предосудительна, но, реализуемая без нарушения закона, общественно необходима и благородна, ибо в ее основе лежит забота о человеке, хотя и в его частном статусе.
Общечеловеческое и частногрупповое внутренне взаимосвязаны, взаимодополнительны, поэтому чрезвычайно важно для каждого журналиста понять соотношение личного, социально-группового и общечеловеческого в их сложных связях и отношениях. Личность невозможна вне общества, причем в человечество она включается не непосредственно, а через принадлежность ко множеству групп. При этом компромисс между группами на базе общечеловеческих гуманистических ценностей можно найти, только «отсекая» узкоэгоистические претензии и поползновения групп. .
Конечно, реальность конкретной ситуации (например, жизнь безработного) или положение в системе общественных отношений (допустим, отношений «хозяин — работник») отражаются на характере осознания и формах реализации этих всеобщих норм. Но законодательство, право, этические нормы, принятые в обществе как всеобщие, ограничивают возможные отклонения. А журналистика (и другие формы воспитывающего воздействия) способствует общему признанию и утверждению этих норм.
В значительной мере иначе обстоит дело с осознанием людьми своей общечеловеческой сущности в связи с «частными» интересами, определенными принадлежностью к той или иной группе - классовой, национальной, религиозной, профессиональной, региональной, возрастной и т.д. В этой ситуации общечеловеческие ценности и нормы («справедливость», «равенство», «свобода», «совестливость», «законопослушность» и т.д. и т.п.) сохраняются (хотя некоторые люди могут отказываться от их соблюдения), но приобретают особый характер осмысления, «окраску», жестко диктуемую объективным положением группы в системе общественных отношений.
Общечеловеческая идея справедливости имеет различные значения и смысловое наполнение для различных групп. В условиях, когда «победа» одной группы грозит бедами человечеству, надо, отсекая крайние эгоистические поползновения, находить способ согласования интересов всех групп.
Таким образом, соотношение общечеловеческого и группового не поддается анализу с точки зрения выбора «или общее — или частное», а носит более сложный, диалектический характер. А конкретный человек как индивидуальность - единица человечества - объективно включен во множество составляющих его групп со всем сложным характером их ценностей. При этом объективное положение вещей каким-то образом (полно или частично, системно или разорванно, верно или неверно) осознается личностью, и в связи с этим осознанием формируется ее социальная позиция. В ней в индивидуальной форме реализуется диалектика общечеловеческого и частногруппового.
- 1.Журналистика. Её истоки и предпосылки возникновения.
- 2.Массовая информация в системе категорий журналистики.
- 3.Потенциальная, принятая и реальная информация.
- 4.Информативность сообщения и условия ее достижения. Понятие информационной насыщенности текста.
- 5. Семантика, синтактика, прагматика журналистского текста.
- 6. Дескриптивная, прескриптивная, валюативная, нормативная информация.
- 7.Специфика массово-информационной деятельности.
- 8. Понятие функции применительно к журналистике.
- 9. Функции журналистики как отражение социальных потребностей.
- 10. Функции журналистики как система, их взаимодействие.
- 11. Понятие «идеология» и идеологические функции сми.
- 12. Культуроформирующие, рекламно-справочные и
- 13. Социальная позиция журналиста. Механизмы её формирования.
- 14. Взаимодействие общечеловеческого и группового в формировании социальной позиции.
- 15. Демократизм и гуманизм как составляющие соиальной позиции.
- 16. Принципы журналисткой деятельности и проблема принципиальности
- 17. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма
- 18. Термины «свобода», «необходимость», «ответственность» в преломлении к журналистике
- 19. Возникновение лозунга свободы печати и его предпосылки
- 20. Экономически условия и факторы свободы сми
- 21.Юридическая сторона свободы журналистики
- 23. Либертарианская система журналистики.
- 26. Журналистика как «четвертая власть». Содержательное наполнение понятия.
- 27. Понятие «информационный порядок» и пути его достижения.
- 28.Социальные типы демократической журналистики.
- 30. Информационная борьба и информационная безопасность в сфере сми.
- 31. Массово-коммуникационные средства журналистики.
- 32. Инфраструктура средств массовой информации.
- 33. Взаимодействие средств массовой информации.
- 34. Глобализация информационных процессов.
- 35. Журналистика и массовое сознание.
- 36. Структура массового сознания. Функции его основных элементов
- 37. Массовая культура и сми.
- 38. Виды журналистской деятельности и формирование
- 39.Информационная политика сми и формы ее реализации.
- 40. Типы журналистского творчества
- 41 Результативность журналистики и ее формы
- 42 Действенность журналистики и пути ее повышения
- 43.Проблема эффективности как результативность контактов с аудиторией
- 44 Творческие факторы эффективности
- 46. Характеристика закона рф о сми
- 47. Права и обязанности журналистов согласно Закону рф «о сми»
- 48.Журналистская этика
- 49. Авторское право журналистов
- 50. Опровержение в периодическом печатном издании
- Структура информационного рынка россии