Тема 9. Современное законодательство рф о сми. Закон рф «о средствах массовой информации».
Обеспечение свободы массового информирования в Законе РФ «О СМИ». Проблема обеспечения свободы массового информирования в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (принят в1991 г., поправки последующих лет).
Основные положения Закона. Утверждение свободы массового информирования, запрет цензуры (трактовка понятия). Правовые механизмы обеспечения свободы СМИ. Проблема злоупотребления свободой массового информирования. Положения Закона «О СМИ» (ст.4) и Закон РФ «О государственной тайне» (1993).
Права и обязанности журналиста.
Статус журналиста Российской Федерации. Права журналиста на получение информации, доступ к сведениям и событиям. Использование технических средств, ведение скрытой съемки и т.д. Понятие аккредитации как льготного режима на получение информации. Проблема злоупотребления правами журналиста. Обязанности журналиста в отношении редакции, в отношении граждан при сборе и распространении сведений. Защита жизни, здоровья журналиста как лица, выполняющего общественно значимую работу. Реальное обеспечение осуществления прав журналистов в современных условиях.
Проблема отношений редакции с учредителями издателями.
Статус учредителя, издателя, редакции. Права и обязанности субъектов по отношению друг к другу. Правовая неопределенность статуса владельца СМИ. Отсутствие в Законе мер по борьбе с концентрацией СМИ.
Отношения СМИ с гражданами и организациями. Аккредитация.
Проблема доступа к информации. Виды тайн, охраняемых законом (государственная, коммерческая, банковская, медицинская и др.) Порядок редакционного запроса информации у государственных организаций, их должностных лиц. Закон «О коммерческой тайне» (2004 г.) Понятие коммерческой тайны, принципы отнесения сведений к коммерческой тайне. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Вопрос о конфиденциальной информации. Работа с авторскими письмами и авторскими материалами. Конфликты в связи с публикацией недостоверной, порочащей конкретных граждан информацией.
Проблема отношений редакции с гражданами и организациями.
Редакция и учредитель, их статус, права, обязанности, проблема взаимоотношений.
Тенденции развития законодательства.
- Программа учебной дисциплины Основы теории журналистики
- 030600 - Журналистика
- 1.Цели освоения учебной дисциплины
- 2. Место учебной дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Тема 1. Вводная лекция.
- Тема 2.Журналистика как социальное явление. Технические и социально-экономические предпосылки возникновения журналистики и ее развития.
- Тема 3.Сущность и особенности журналистской информации.
- Тема 4.Сми как система, перспективы ее развития.
- Тема 5. Журналистика как социальный институт в нашей стране, ее взаимодействие с другими социальными институтами.
- Тема 6. Журналистика и общественное мнение. Проблема выражения и формирования ом средствами массового информирования.
- Тема 7. Проблема свободы журналистики.
- Тема 8.Основные профессиональные принципы журналистской деятельности. Профессиональная этика журналиста.
- Тема 9. Современное законодательство рф о сми. Закон рф «о средствах массовой информации».
- Тема 10.Авторские права журналиста.
- Тема 11. Рекламная деятельность сми и ее законодательное регулирование.
- 4. Структура и содержание учебной дисциплины
- 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
- Особенности журналистской информации Литература
- Вопросы Основы журналистики Дневное 2010 г.
- Основы журналистики
- 1 Курс озо. 1 семестр .Зима – экзамен и зачет за контрольную работу (обзор 5 газет и 5 журналов).
- 2.Сущность и особенности журналистской информации. Информационная функция журналистики.
- 14.Действенность и эффективность журналистики.
- 15.Проблема свободы журналистики: социально-философский и правовой аспекты.
- Глава 4 Закона (полностью). Пресса на территории России: конфликты и правонарушения. 1996.М.,1997 (раздел «Юридический комментарий»).
- 26.Закон рф «о сми»: права и обязанности журналиста. Статус журналиста.
- 29.Федеральный Закон «о рекламе»(1995). Понятия, общие требования к рекламным материалам. Характериктика запрещенных видов рекламы (недобросовестная, недостоверная и т.Д.).
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины