logo
Основы теории журПрограмма

Тема 9. Современное законодательство рф о сми. Закон рф «о средствах массовой информации».

Обеспечение свободы массового информирования в Законе РФ «О СМИ». Проблема обеспечения свободы массового информирования в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» (принят в1991 г., поправки последующих лет).

Основные положения Закона. Утверждение свободы массового информирования, запрет цензуры (трактовка понятия). Правовые механизмы обеспечения свободы СМИ. Проблема злоупотребления свободой массового информирования. Положения Закона «О СМИ» (ст.4) и Закон РФ «О государственной тайне» (1993).

Права и обязанности журналиста.

Статус журналиста Российской Федерации. Права журналиста на получение информации, доступ к сведениям и событиям. Использование технических средств, ведение скрытой съемки и т.д. Понятие аккредитации как льготного режима на получение информации. Проблема злоупотребления правами журналиста. Обязанности журналиста в отношении редакции, в отношении граждан при сборе и распространении сведений. Защита жизни, здоровья журналиста как лица, выполняющего общественно значимую работу. Реальное обеспечение осуществления прав журналистов в современных условиях.

Проблема отношений редакции с учредителями издателями.

Статус учредителя, издателя, редакции. Права и обязанности субъектов по отношению друг к другу. Правовая неопределенность статуса владельца СМИ. Отсутствие в Законе мер по борьбе с концентрацией СМИ.

Отношения СМИ с гражданами и организациями. Аккредитация.

Проблема доступа к информации. Виды тайн, охраняемых законом (государственная, коммерческая, банковская, медицинская и др.) Порядок редакционного запроса информации у государственных организаций, их должностных лиц. Закон «О коммерческой тайне» (2004 г.) Понятие коммерческой тайны, принципы отнесения сведений к коммерческой тайне. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. Вопрос о конфиденциальной информации. Работа с авторскими письмами и авторскими материалами. Конфликты в связи с публикацией недостоверной, порочащей конкретных граждан информацией.

Проблема отношений редакции с гражданами и организациями.

Редакция и учредитель, их статус, права, обязанности, проблема взаимоотношений.

Тенденции развития законодательства.