Результативность журналистики
Результативность творчества – одна из главных проблем журналистики. Под ней крайне редко понимается коммерческий успех и получение доходов. Результативность – это степень достижения журналистикой целей, соответствующих потребностям общества в массовой информации с учетом реальных возможностей ее производителей и потребителей.
Становится ясно, что для высокой результативности определяющее значение имеет способность поставить цель и через соответствующий результат достичь ее. Цель журналистики – предоставить информацию прагматического характера, которая поможет человеку выработать модель оптимального поведения. Журналистика видит свои цели в удовлетворении потребностей общества в информации. Это потребность в совокупности таких сведений, в которых общество нуждается для нормального функционирования и развития всех сфер. Средства достижения цели – предоставление информации в остаточном количестве и приемлемой форме.Чтобы определить результат, необходимо выяснить, какая часть общества воспользовалась предоставляемой СМИ информацией с пользой для себя. Точный показатель – социологическое исследование аудитории, косвенный – письма, звонки, отклики.Результативность – воздействие на аудиторию. Оно бывает:1)Функциональным – цель достигнута2)дисфункциональным – результат противоположен желаемому3)нефункциональным – результат получен, но не тот, который предполагали4)афункциональным – результат нулевой.На практике на результативность журналистики влияют разнообразные факторы:
- медийные (состояние СМИ, их распространение, уровень доступа, как оформлены, как пишут)
- внемедийные (свобода распространения СМИ, уровень грамотности населения)
Результативность деятельности бывает двух планов – соответственно адресату информации. Потребителями информации бывают как массовая аудитория, так и социальные институты.Действенность – результативность контактов с социальными институтами, выполнение непосредственно-организаторских функций журналистики. Повышение доверия к СМИ, авторитет в социальных институтах, воздействие на принятие ими решений.Так как решение проблем, поднятых в журналистике, зависят от соц. Институтов и должностных лиц, важным становится налаживание контактов с ними. Однако, усилий редакции не всегда становится достаточно, чтобы выступления СМИ оказались действенными. Пренебрежение к СМИ должностными лицами объясняется отсутствием достаточной юридической базы, регулирующей отношения СМИ - социальные институты.- аппелировать в той структуре, которая отвечает за рассматриваемую сферу- точно определять суть общественного запроса- выражать общественное, а не ведомственное мнение- донести выступление до ответственных лиц- сообщать аудитории о результатах контактов с социальными институтами- настойчиво добиваться нужной реакции.
По указу президента, публикации СМИ, в которых говорится о нарушениях рассматриваются соответствующими органами в течение трех дней. В течение 2-х недель – сообщение о принятых мерах.Эффективность - результативность по отношению к массовой аудитории, степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации. На социальные институты давит пресс общественного мнения. Эффективность СМИ требует нацеленности на аудиторию, умение подойти к ней, заинтересовать, умение донести информацию. Результат – конкретные изменения в сознании. Зависит от:- прагматических качеств текста (близость темы, ситуативность, драматизм).- знания реальных потребностей и интересов аудитории- знаний самой аудитории- знание мотивов обращения к источникам информации. Высокая эффективность формирует доверие к журналистике. Высокий уровень действенности повышает ее авторитет. Все вместе – показатель влиятельности журналистики.
Социальная позиция журналистаСоциальная позиция – представительство интересов какой-либо социальной группы, то есть идеологическая направленность деятельности.Современное общество разделено на множество социальных образований. У журналиста возникает проблема: какую позицию по социальным вопросам занять, на чьей стороне выступать, как действовать. Позиция – определяет подход журналистов к явлениям жизни, их понимание, оценку, характер предлагаемых решений в различных сферах.Журналист вправе представлять интересы любой социальный группы. Но чем больше влияние журналистики, тем большей критике она подвержена со стороны различных социальных сил. Реакция на выражения несогласных может быть следующих типов:
Игнорировать действия локальных социальных групп и продолжать настаивать на своем, расширят, дополнять и усиливать аргументацию. Но, настаивая на своем, можно только вызвать еще более ожесточенные возражения, что приведет к усилению разногласий.
В ответ на возражения стараться сглаживать противоречия, убирать резкие аргументы. Это стремление устранить из своих произведений оценочные суждения и выводы. Придерживаться принципа «чистой информационности»- нельзя, в скрытом виде позиция все равно будет видна и это еще хуже, т.к. затрудняет выработку верных представлений в аудитории.
предложить аудитории все разнообразные подходы, взгляды, давая тем самым сбалансированную информацию, представляя все точки зрения, но не излагая своей. Однако практически невозможно ограничиться ролью пассивного обозревателя без утверждения собственной точки зрения.Общим знаменателем решения всех общественных проблем оказываются обще гуманистические человеческие ценности, объединяющие людей и создающие для них общий фон поведения.Однако исключить журналистику из сферы идеологии нельзя. Так как любой человек изначально включен в систему социальных идеологических отношений.
Проблема самоопределения социальной позиции. Этапы формирования:
Формирование представления о мире, о существующей системе социальных отношений. Выработка четких отношений к миру, понимание того, что в мире приемлимо, а что нет.
Определение своего места в социальной структуре общества. Осознание общественной роли своей социальной группы
Осознание того, каким образом я могу изменить мир. Вопрос возможных и невозможных методов.
Идеологическая функция журналистики. Сущность понятия «социальная ориентация».Журналистика, информируя, управляет. С этим напрямую связаны ее социальные функции.Функция(лат. обязанность, назначение) – совокупность выполняемых задач, общественное предназначение, цель существованияВ основе функций журналистики лежит принцип целесообразности – получения желаемого результата.Исторически первой была информационная функция, но почти сразу вместе с ней появилась и идеологическая.
Идеология – система взглядов, в которых оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их решения, определяются цели и средства деятельности государственных образований по преобразованию социальных отношений в соответствии с идеологией.Ядро идеологии – отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп.
Идеологические представления – путеводитель по жизни.Журналистика стремится создать и укрепить определенный тип сознательности. Ее формирование, выработка идеологических представлений осуществляется в ходе самоориентации людей и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, цель которых –всесторонняя социальная ориентация больших масс людей. Журналистика в этом процессе играет важную роль, так как способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать переориентации массовой аудитории.Социальная ориентация – умение разбираться в окружающей обстановке, оценивать социальные явления, определять их значимость для себя, вырабатывать свою позицию, цели и характер деятельности.
Ориентация – двусторонний процесс:ориентация в окружающем мире/ориентация на достижение целей в соответствии с идеалами и оценкой действительности.
Ориентация включает:осознание того, что существует в жизни (журналистика представляет ее широкую панораму),ориентированность в исторической перспективе, представление о ближайших и более далеких целях,сопоставление желаемого будущего с реальной ситуацией, появление оценочных суждений о том, что есть( т.к. оценки формируются на фоне разного желаемого будущего, то в изданиях разной идеологической направленности характер оценок различен),овладение представлений о совокупности норм – способах и методах достижения целей.Идеологическая ориентирующая деятельности СМИ носит универсальный характер, охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. Массовое сознание – совокупность представлений (d, v, n, p) различных социальных групп о явлениях окружающей среды, которые затрагивают их социальные интересы и сказываются на их жизнедеятельности.СМИ – важнейшая сила взаимодействия с массовым сознанием. Формы:А) Пропаганда – распространение фундаментальных, основных идей массового сознания, деятельность по утверждению в нем определенного мировоззрения, исторического сознания. (лат - распространение)
Б) Агитация – оперативная информация, активно формирующая позиции аудитории по конкретным ситуациям жизни. Воздействие на аудиторию путем призыва, она побуждает к активному действию, указывая на объект и способ наложения сил(лат - побуждение)
- Вопросы к экзамену по курсу «Основы теории журналистики»
- Массовая информация. Качества массовой информации.
- Семантический аспект массовой информации
- Условия прагматической адекватности.
- Исторические типы журналистики.
- Журналистика как социальный институт
- Журналистика в тоталитарном и демократическом обществах
- Сущность и механизм информационного управления
- Социальная ответственность сми и журналиста
- Результативность журналистики
- Информационная и коммуникативная функции журналистики.
- Культурно-просветительская, рекреативная и рекламно-справочная функции журналистики
- Непосредственно-организаторская функция журналистики.
- Проблема принципиальности современной журналистики. Конформизм, нонконформизм, догматизм, беспринципность.
- Свобода журналистского творчества как фактор свободы сми
- Информационная политика и формы ее реализации.
- Творческие факторы эффективности сми
- Виды творческой деятельности в журналистике. Специфика и сложности журналистского творчества.
- 3. Авторская – (от лат. Создатель)
- Важнейшие гражданские и профессиональные качества журналиста
- Проблемы взаимодействия сми в современных условиях.
- Типологическое разнообразие изданий как результат дифференциации.
- Современная российская журналистика как журналистика переходного периода.
- Теория социальной ответственности прессы