logo
ОТЖ (3)

15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления

СМИ как основные средства массовой коммуникации в демократическом обществе должны быть свободны от прямого вмешательства в их деятельность и при этом должны иметь надёжную защиту от принуждения экономическими методами. Эти своебразные зоны независимости для прессы должны создаваться одновременно как законодательными механизмами, так и текущей политической практикой. При этом этом нет разницы в том, какова форма собственности СМИ – частная или гоусударственная – они должны быть одинаково свободны от любого давления. Играет роль не форма собственности или способ финансирования СМИ, а способность журналистов обеспечивать право граждан на участие в демократическом процессе и принятие решений по общественно-значимым вопросам в соответствии с демократической процедурой.

В демократических странах СМИ - "агент" общества, который присматривает за государством. Его задача следить за чиновниками, чтобы они не злоупотребляли властью, не нарушали права граждан и т.д. Идея транспарентности западных демократий в том и состоит, что государство должно быть максимально открытым для граждан

Другая функция СМИ - быть посредником между партиями и обществом. В устоявшихся демократиях сложилась определенная социальная структура общества. Социальные группы имеют вполне сложившиеся политические ориентации, набор требований к власти. Эти требования они артикулируют посредством партий. Партии, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы постоянно состоять в "диалоге" со своими избирателями. Для этого им нужны СМИ. Западные СМИ партийны не потому, что являются "органом" какой-то партии, а потому что вынуждены следовать ценностным установкам и вкусам своей аудитории. Каждое СМИ имеет определенную социальную нишу и волей-неволей политически окрашено. Борьба партий - это борьба идей, ценностей, различных "картин мира". СМИ транслируют эту борьбу, выступая на стороне той или иной партии опосредованно (т.е. не по-советски "весь советский народ за...", а через ценностные ориентации)

Проблема оппозиционности решается следующим образом. СМИ всегда в оппозиции власти, когда дело касается защиты прав граждан. Если государство их каким-то образом нарушает, то СМИ тут же на это должны реагировать

По политической "повестке дня" СМИ разделяются на провластные и оппозиционные в зависимости от того, какая партия "рулит" страной.

СМИ в демократическом обществе должны быть диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды.

Следовать данному принципу далеко не простоСМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация – своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых

форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией – реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества.

Не допускается использование СМИ для разглашения сведений,

составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну,

призыва к насильственному свержению или изменению существующего

государственного и общественного строя, пропаганды войны, насилия и

жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности или

нетерпимости, распространение порнографии, в целях совершения иных уголовно

наказуемых деяний. Также запрещается и преследуется в соответствии с законом

использование СМИ для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательства на

их честь и достоинства.

Осуществляя программу деятельности СМИ, журналист имеют право получать информацию из любого источника, но вместе с тем они обязаны проверять достоверность сообщаемой информации, отказаться от данного им поручения, если оно связано с нарушением закона, уважать права, законные интересы граждан, организаций. За те или иные нарушения журналист может быть привлечён к уголовной и другой ответственности.

Печать и другие СМИ призваны воспитывать политическую культуру у всех членов

общества. Последняя предполагает правдивость, честность, доверчивость,

предпочтение общечеловеческого перед кастовым, классовым. Высокая

политическая культура - это добросовестность в изложении точки зрения

политического оппонента, недопустимость столь распространённых до сих пор

митинговых приёмов наклеивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто

эмоциональными приёмами спора и обвинениями.

СМИ также выражают и формируют общественное мнение, которое принято

рассматривать как коллективные суждения людей, проявление обыденного или

массового сознания. Оно возникает на основе обыденного сознания и

соответственно последнему оценивает разнообразные факты и явл