logo
ответы на устный гос

Исторические типы журналистики.

Отнесение конкретного издания к одному из исторических типов (от греч. Typos «отпечаток, форма, образец») – результат обобщения на основе выделения «ядра» его позиции, играемой в обществе роли и главной социальной направленности. По этому признаку выделяются:

  1. феодально-монархическая,

  2. религиозно-клерикальная,

  3. буржуазная,

  4. социалистическая журналистики,

В изданиях могут сочетаться черты разных исторических типов (проникновение социалистических идей в буржуазные СМИ), а внутри каждого типа существуют отличные друг от друга разновидности (демократические и тоталитарные формы буржуазной ж.). Кроме того, в зависимости от изменения роли той или иной группы, представляющая ее журналистика меняет свой характер (журналистика периода абсолютизма и буржуазных революций).

Феодально-монархическая печать складывается сразу после возникновения первых газет (Западная Европа–время Решелье –Ренодо «La Gazette» (1631), Россия –Петр 1–«Ведомости» (1702)). Время - возникает по воли власти в период формирования абсолютистских монархий. Цель – идейно-организационное укрепление монархической абсолютистской власти. Идеологическая основа информационной политики – освещаемые религией представления о божественной избранности монарха и естественности сословного деления. Первоначально феодально-монархическая журналистика играла прогрессивную роль, способствуя развитию государств в политической, экономической и культурной сфере. Реакционная сущность проявилась позднее, когда феодально-монархическая журналистика стремилась сохранить старые устои, ставшие вместе с феодально-монархическим строем тормозом общественного развития (власть хотела сохранить монополию на журналистскую деятельность с помощью запретов оппозиционных изданий и цензуры). Сейчас, во времена господства буржуазных отношений, во многих странах сохранились монархические институты (Великобритания, Испания, арабские страны), как и журналистика, пропагандирующая монархические идеи.

Религиозно-клерикальная печать в эпоху феодализма была носителем господствующей идеологии, основывающейся на религиозном мировоззрении, а также союзником и «дополнением» феодально-монархической журналистики (цель). Идеологическая основа информационной политики – освящая существующие порядки, она внушала мысль об их божественном происхождении и страшных карах за посягательство на них даже в мыслях. Сейчас - как и феодально-монархическая журналистика, религиозно-клерикальная журналистика «вписалась» в буржуазное общество. Причина устойчивости - «святость» власти и «божественное» происхождение общественных порядков устраивали буржуазию. Церковь способна сосуществовать, и даже сотрудничать с различными социальными системами. Даже возникла профессия религиозного теле- и радиопроповедника, передачи которых собирают огромные аудитории. Направления: как и в светской журналистике, в религиозно-клерикальной журналистике существуют «левые», «правые» и «центристы» («теология освобождения» в католицизме Л.А. и «исламский фундаментализм»). газета Благовест, радио Эр-Рияд, р. Ватикан

Буржуазная журналистика возникает на волне антифеодальной борьбы. Цель она идеологически готовила победу буржуазных революций. Заявив себя главной оппозиционной прогрессивной силой, буржуазная журналистика вела борьбу против монархии за политическое и экономическое освобождение «третьего сословия» под лозунгами свободы, равенства и братства. Идеологическая основа информационной политики – провозгласила идею свободы печати и способствовала ее законодательному закреплению. Направления: в силу того, что буржуазный строй в разных странах в разные периоды приобретал различные черты (от революционно-демократических до тоталитарно-фашистских), разнообразие изданий и программ огромно. Существует много политических направлений: левые, правые, центристские, экстремистские. Стремление проникнуть в различные слои общества породило множество изданий, которые можно разделить на 2 большие группы: качественные (рассчитанные на «верха»: крупных чиновников, военных, интеллектуалов) и массовые (обращенные к широким слоям населения). При стремлении казаться 4 властью, б.ж. испытывает сильное давление капитала (через владение СМИ, рекламу, объединения предпринимателей) и государства (деятельность ПР-служб, «утечки информации» и т.д.)

Социалистическая ж-ка возникла в связи с деятельность организаций, выступающих за интересы трудящихся (цель). Особенно отчетливо это проявилось в Германии и России–странах, в которых на этапе развития буржуазно-демократического движения выделилось рабочее движение, проповедующее социалистическую идеологию ( «Новая Рейнская газета» – К. Маркс, Россия – революционно-демократическая и народническая пресса). Направления: раскол – революционно-демократическая и коммунистическая (газета «Правда») печать.

Уже в 60-70-е годы – предпосылки возникновения нового мира, призванного решать единые глобальные проблемы. Уже сейчас мир – это единое информационное пространство, которое впоследствии будет обслуживать новый исторический тип журналистики – ж-ка общегуманистическая.