logo
Билеты ВСЕ

Государственные и частные средства массовой информации в системе журналистики.

Времена, когда каждая газета была финансово самостоятельной, давно миновали. За последние полвека в мире сформ несколько десятков настоящих медиа-империй. В1982 году ½ мирового рынка СМИ контр 50 крупных корпор. Сейчас этих корпораций 17. Лихорадка слияний - конец 80-х. Сейчас этот процесс пошел на спад (нечему). Рынок поделен. Самым бог медиа-магнат - Руперт Мердок (контр около 16% всего мирового рынка прессы). То, что не успел купить австралиец, поделено между немцем Шпрингером, французом Эрасаном, англичанином Максвеллом и итальянцем Берлускони.

Частные СМИ осущ деятельность на ср-тва частных лиц, организации, корпораций. (индивидуальные- по насл, холдинги, конгломераты).— В индивид(или фамильных) предприятиях собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в пок представи­телям одного и того же круга владельцев. В западной журналистике подобного рода СМИ зачастую име­нуют независимыми – они не входят в состав более крупных коммерч объединений, не получают дотаций от государства, их владельцы имеют возможность проводить самостоятельную информационную и финансовую политику. В последние годы число фамильных независимых предприятий сокращается, а оставшиеся чаще всего представляют собой не очень крупные издания, телевизионные и радиостанции. Конгломераты – объединения смешанных групп, охватывающие раз­личные сферы деятельности. Предприятия-конгломераты объединяют разно­родные производства, выпускающие отличные друг от друга виды продукции (Эн-Би-Си).

Государственные нах-ся в собств-ти гос.струк­тур и обычно значительную часть финанс-я получают из госбюджета. В странах традиц западной демократии гос, как правило, осу­ществляет фин контроль над весьма ограниченным кругом СМИ, чаще всего это тв и радиоканалы. Во Франции гос контролирует сразу несколько общенац телеканалов – «Антенн-2» (А-2) и «Франс-Режьон-3» (ФР-3). Фин ограниченно - текучесть журналистских кадров, госу не спешит отдавать их в частные руки- гос-ву необходи­мы аудиовизуальные СМИ для проведения собственной инф политики.

Общественные (в России нет) - огражде­ны от влияния большого бизнеса и гос. Это достигается за счет ис­пользования особых источников фин и методов управления. Фи­нансовыми поступлениями общ медиа-компаний могут быть абонен­тская плата (налоги за пользование телевизионными и радиоприемниками), доходы от рекламы, государственные субсидии, благотворительные взносы и т.д. Ден доходы формируются таким образом, чтобы СМИ не попали под полный финансовый контроль той или иной структуры. Управление об­щественными средствами массовой информации, как правило, осуществляется наблюдательными советами. В наблюдательные советы входят представители политических партий, общественных организаций, государственной власти, других объединений, имеющих авторитет и признание в обществе. Эти управ­ленческие структуры осуществляют контроль над распределением финансовых средств, определяют информационную политику СМИ, следят за соблюдени­ем правила пропорционального распределения эфирного времени (обществен­ная форма собственности характерна для электронных средств массовой ин­формации) между различными партиями и организациями. Такой порядок дает возможность координировать деятельность СМИ в соответствии с интересами общества и обычно декларируется специальными законодательными актами (Би-Би-Си).

В Р экономика СМИ в 90-е претерпела серьезные изменения. Изменились отношения собственности. Наряду с гос и обществ организациями СМИ владеют частные лица, структуры с разным организационно-правовым статусом: закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответств, открытые акционерные общества, совместные предприятия и т.д. В связи с существенным сокращением кол-ва гос СМИ уменьш доля бюджетного финансиров СМИ. На место гос монополии приходит конкурентный рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации. Владельцами, учредителями СМИ являются многие гос, коммерч структуры, полит партии, профсоюзы, церковь, другие организации. Существенное влияние на информац сферу оказывают процессы концентрации СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп. Тематика публикаций, набор освещаемых событий и явлений, их оценка нередко делаются в угоду интересам этих групп. На гос СМИ, естественно, оказывается давление государственных структур, так что говорить о независимости государственных СМИ тоже неправомерно. Самым большим собственником СМИ в Р является гос, хотя во многих странах законодательная и исполнит власть не располагают собственными органами МИ. Крупная полиграфич и телевиз техника, а также широкий круг изданий, телерадиоорганизаций сконцентрированы сейчас в руках гос, что противоречит прогрессивным мировым тенденциям и ограничивает возможности СМИ как демокр института.

В конце 90-х были созданы крупные медиаобъединения: ·                     

Мост-медиа (НТВ, региональная телевизионная сеть ТНТ, радио “Эхо Москвы”, газеты “Сегодня”, “7 дней”, журнал “Итоги” и т.д.) ·                      Проф -медиа (“Известия”, “Комсомольская правда”, журналы “Закон”, “Эксперт”, радио “Европа+” и др.) ·                      “Коммерсант” (журнал, газета, журналы “Власть”, “Деньги”, “Домовой”, “Автопилот” и др.) ·                      “АиФ” (еженедельник и несколько специализированных изданий) ·                      “МК” (газета, ее приложения “МК-бульвар”, “Час пик”) ·                      Издательский дом “Экономическая газета” На государственном бюджетном финансировании находятся ВГТРК с ее 99 региональными телерадиоорганизациями. ИТАР-ТАСС, РИА-“Вести”, “Российская газета”, многие местные издания. Государственным организациям принадлежит 51% акций ОРТ. Большую группу СМИ финансирует правительство Москвы: ТВ-Центр-Столица, газеты “Тверская, 13” , “Вечерняя Москва”, “Деловая Москва сегодня” и др.