logo
ответы на устный гос

23. Особенности функционирования российской журналистики на современном этапе.

Засурский характеризует современную российскую журналистику цитатой «Вверх по лестнице, ведущей вниз». СМИ от партийной журналистики возвращаются в определенной степени к вертикали, которую пытаются выстроить медиамагнаты, местные и федеральные власти для решения своих проблем. Хотя, на первый взгляд, СМИ двигаются в новом направлении вперед, в действительности это движение по достаточно хорошо накатанной дороге. СМИ должны преодолеть противоборствующие свободе печати тенденции.  Мы называем себя демократическим государством, а в условиях развитой общественной сферы особую роль должны играть т.н. публичные, общественные или общественно-правовые средства массовой информации. В первую очередь публичное и общественно-правовое телевидение и радио.  Для успешного функционирования общественной сферы нужно наряду с частными СМИ иметь и общественные, каковых в России нет. Обычно для этого необходима финансовая независимость от рекламодателей; такое вещание содержится за абонентскую плату и иногда на поддержку государства.  У нас в сфере вещания мощное присутствие государства. Большинство СМИ частные, но наиболее крупные из них – государственные. В этом мы отличаемся от других стран. Хорошо бы, если Первый канал, Россия 1 сделались из государственных общественными (у России 1, по мнению Засурского, такие сдвиги имеются).   Сегодня СМИ представляют уникальную комбинацию множества разнородных явлений и процессов. Это символизм этатизма (государственные СМИ) и открытого коммерческого интереса (частные СМИ), параллельное и часто не пересекающееся существование новейших технологических прорывов (Рунет) и почти допотопных изданий («районки» российской глубинки). Это диссонанс политического плюрализма (сосуществование «Правды» коммунистов и «Правды Жириновского») и монохромности (газетные рынки Калмыкии, Башкирии, Белгорода или Кубани). Наконец – это взаимодополнение элитарных изданий и каналов («Ведомости», канал «Культура») массовыми СМИ («АиФ», «Спид-Инфо»).  В глобальном отношении журналистика Российская, как и мировая, характеризуется несколькими аспектами. В числе оказывающих воздействие относятся: -прогресс информационно-коммуникационных технологий - глобализация -становление небольших медийных структур, направленных на удовлетворение информационных запросов узких целевых групп аудитории. Характерно глобальное освоение Интернета, рост популярности новых каналов общения и получения информации. Ну и сейчас можно видеть сокращение тиражей (как в России, так и за рубежом). Отличия российских СМИ от советских: 1.    Появление новых предпочтений аудитории. «Читающая нация» превратилась в телезрителей. Меньше денег тратят на прессу, больше смотрят ТВ. Стали меньше доверять прессе, больше телевидению (по опросам). Решающим стало то, что ТВ бесплатно для большинства. Это во многом определяет его рейтинг. 2.    Раньше доминировала вертикальная структура печатного рынка, теперь – горизонтальная. Т.е. люди читают не «Правду» или «Труд», а свою, местную газету. Издания и рекламодатели адаптируются под местные рынки.

3.    Введение рекламы. Это источник финансирования, + формирует интересы у потребителей.