Пояснительная записка
Настоящая дисциплина предназначена для студентов факультетов и отделений журналистики и способствует формированию у слушателей представлений о современном состоянии науки; ее основных достижениях как в в XVIII – XX веках, так и в последние годы; о направлениях, течениях, ее отечественных и зарубежных крупнейших представителях.
Акцент в подаче материала делается на проблеме взаимодействия науки и журналистики: способах популяризации достижений технического прогресса и взглядах человека на окружающий мир и освоение и использование (а также возможностях использования) самими журналистами этих достижений. Немаловажное значение придается вопросам социологии общества, новым веяниям в области политико-экономических учений и их увязке с публицистикой, а также актуальным проблемам современной научной деятельности.
Мы позиционируем курс «Актуальные проблемы современной науки и журналистика» как междисциплинарный. Сюда входят сведения из таких областей знания, как философия и метолодогия науки, социология, история, история журналистики, а также блока естественно-научных дисциплин: естествознание, физика, химия, астрономия, биология. Понимая, что многие сведения, взятые из указанных дисциплин, студентам-гуманитариям понять будет очень трудно, мы сосредоточили внимание только на самом главном – сделанных в разное время научных открытиях; информации о работе крупнейших российских и зарубежных ученых и выдвигаемых ими теориях и концепциях; об актуальных проблемах различных отраслей современной науки; специфике популяризации науки и современному состоянию научной журналистики в России.
Основная форма изложения материала студентам в рамках настоящей дисциплины – лекция. При обучении настоящей дисциплине, мы стараемся способствовать профессиональной подготовке, воспитанию и становлению полноценной, всесторонне развитой творческой личности слушателя.
Вернуться к Содержанию
- Казанский (приволжский) федеральный университет
- Р.П. Баканов
- Актуальные проблемы
- Современной науки
- И журналистика
- Содержание
- Пояснительная записка
- Задачи курса
- Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины «Актуальные проблемы современной науки и журналистика»
- Объем дисциплины и виды учебной работы Объем материала: 12 часов Форма обучения: заочная
- Содержание разделов дисциплины
- Методические рекомендации студентам по успешному освоению дисциплины
- Материалы к лекциям научное знание в системе знаний Наука и общество. Многообразие форм знания
- Научное знание как система. Особенности и структура научного знания
- Особенности уровней научного познания
- Теоретическое познание и его формы.
- Возникновение науки
- Социально-экономические проблемы современной науки
- Российские ученые – лауреаты нобелевской премии в разные годы
- 1958 Г. – и.Е. Тамм, п.А. Черенков, и.М. Франк – премия за открытие и истолкование «эффекта Черенкова».
- 1962 Г. – л.Д. Ландау – премия за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия.
- 1964 Г. – н.Г. Басов, а.М. Прохоров – премия за фундаментальные работы в области квантовой электроники, приведшие к созданию генераторов и усилителей на основе принципа мазера-лазера.
- 1978 Г. – п.Л. Капица – премия за фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.
- 2000 Г. – ж.И. Алферов – премия за работы по получению полупроводниковых структур, которые могут быть использованы для сверхбыстрых компьютеров.
- Заключение
- Глоссарий терминов
- Источники для обязательного чтения
- Литература
- Интернет-ресурсы (сайты научно-популярных изданий и сетевых научных агентств)
- Список известных ученых и журналистов
- Вопросы к зачету по дисциплине (вопросно-ответная форма, зачет проводится в виде коллоквиума)