7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
Вопрос о свободе прессы стал центральным в дискуссиях в эпоху Просвещения. Идеи Вольтера и Руссо, Локка и Дефо, Гете легли в основу буржуазных революций.
Буржуазные демократы защищали идеи неограниченной свободы человеческого разума и духовного творчества. Центральный вопрос о свободе печати. Защищали журналистику от церковного и светского вмешательства. Первый Закон о свободе печати в Щвеции в 1766. Декларация прав человека и гражданина во Франции в 1789г. Там говорится, что свобода мысли и убеждений – высшее право человека, и каждый может свободно писать, говорить, публиковать то, что хочет за исключением того, что установлено законом. Билль о правах в США 1791г свобода слова, вероисповедания и право свободно собираться и обращаться с петициями к правительствами
Просвещение рассматривало прессу как способ познания обществом самого себя. Эпиграф газеты Марата «Друг народа» - посвятим жизнь истине. Но в это же время журналистский труд стал платным. Ломоносов говорил что цель пишуших это не зарабатывание денег, а розыскание истины.
О социальной ответственности прессы: Мильтон, поэт и памфлетист, Англия, 17в. Считал, что свобода не может быть безграничной, потому что ей могут воспользоваться клеветники и лгуны. Публицист отвечает перед народом, которому принадлежит власть в государстве. Поэтому демократичность прессы – это ее ответственность.
Черезвычайно сильна была охранительная журналистика, которая видела свою миссию в служении правящим кругам. Авторитарная теория прессы.
Томас Гоббс (Англия): Власть контролирует личность во благо всех и является необходимостью. Она устанавливает мир и порядок. Она суверенна. Поэтому частные мнения не допустимы.
Жан Жак Руссо о ненаследственной монархии: сичтал что народ выбирает правительство а то руководит народом.
Гегель высмеивал представление о том, что все могут принимать участие в делах государства. Индивид должен быть информирован о проблемах общества, интересоваться его делами но не более того. Свобода – это свобода человека знать что он не свободен.
Либертианская теория прессы: Локк, Милль,Мильтон – философия рационализма и естественных прав. Человек это разумное существо которое может отличать правду от лжи. Его не надо направлять. Истина перестает восприниматься как принадлежность власти, а право поиска истины неотъемлемое право человека. Пресса партнер по поиску истины. Пресса не инструмент правительства, а средство представления фактов, на основании которых народ может следить за правительством и определять собственное мнение.
Локк разработал теорию о народе как суверене. ЦЕнтр власти в воле народа. Государство не более чем попечитель. Терпимость, толерантность, свобода слова. Доказывал религиозную терпимость.
В 18 веке человек убедился в том, что Вселенная подчиняется логике. Люди стали думать рационально. Декарт настаивал на верховенстве разума. Все можно объяснить разумно. Либертианская философия подчеркивала роль индивидуума и его способность рассуждать .
Джон Мильтон: Человек сам различает правду и ложь, добро и зло, для этого надо дать ему доступ к информации.
Джон Миль: свобода это право зрелого человека делать то, что он хочет лишь бы это не вредило другому. Если мы не даем ему высказать мнение, то не исключено, что мы не даем ему высказать истину. Ошибочное мнение может содержать зерно истины. Оно необходимо чтобы найти полную истину. Если время от времени общее мнение не оспаривать, то оно теряет жизнеспособность и свое влияние.
- 1.Информационно-коммуникативн природа жур-ки
- 2.Сущность протожур-ки
- 3.Протожурн-ка в античном обществе
- 4.Информационные центры античного города
- 5.Первые газеты в Европе
- 6.Первые газеты в России
- 7.Мыслители 17-18 вв о роли прессы в обществе.
- 11.Зарождение авторитарной теории прессы в 16-17вв в Англии.
- 13. Философский климат эпохи Просвещения и новая концепция прессы
- 15.Основные принципы деятельности прессы при демократическаой форме правления
- 21.Различия между философскими взглядами Маркса и Милля по поводу роли печати в гос-ве
- 20.Марксистско-ленинско-сталинское учение с примесью Гегеля и русской философии 19в. В становлении коммунистической системы журналистики
- 23.Теоритические подходы в рассмотрении журналистики от типа политической системы общества.
- 24Взаимозависимость системы журналистики от типа политической системы общества.
- 25.Социальная роль журналистики как общественной системы.
- 29.Управленческая парадигма трактовки понятия журналистики
- 27.Основные функции журналистики как социального института
- 32Журналистика как специфический способ духовного производства
- 28.Журналистика как 1 из мощнейших идеологических социальных институтов
- 30.Личность журналиста как субстанциональная основа журналистики
- 5 Уровней,характер степень обобщенности методов познания по Гороховому:
- 34Трактовка понятия «журналистская информация»
- 35Основные подходы к анализу массовой информации
- 39.Субъективная сторона журналистской деятельности
- 41.Основные характеристики продукции журналистской деятельности
- 42.Журналистика как массово-информационная деятельность
- 43.Виды журналистской деятельности: познавательная, информационная, просветительская, воспитательная, коммуникативная,творческая,редакторская,организационная,техническая
- 44Идейно-теоретические концепции свободы печати
- 45.Понятие «функция» в журналистике
- 46Разность концептуальных подходов в определении функций журналистики
- 2 С позиции гносеологии:
- 47.Системный подход в определении функций журналистики
- 48Социально-ролевая характеристика журналистики
- 18 Общественно мнение как средство контроля над сми
- 20Марксистко-ленинско-сталинское учение
- 22 Система партийного контроля сми в советскую эпоху
- 37 Техническая и технологическая база информационных процессов
- 41 Основные характеристики продукции журналистской деят-ти
- 43. Виды журналистской дея-ти
- 44 Идейно - теоретические концепции свободы печати